majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Category:

Об Эрнсте Кшенеке, додекафонии и атональной музыке.


И когда бы меня схватили в итоге за шпионаж,
Подрывную активность, бродяжничество, менаж
А труа.
Бродский "Развивая Платона"
Что я знала о Кшенеке до вчерашнего вечера? Ничего. А об атональной музыке, о додекафонии? Что это как-то связано с авангардизмом, задававшим тон в искусстве начала XX века, аналог модернизма в живописи литературе, в целом же слушать такое невозможно. Не пыталась. Не стала бы и дальше, да попалась фамилия Кренек в "Счастливчиках" Кортасара, как раз в связке с додекофонией, загуглила - интернет ответил Кшенеком (согласитесь, разница есть). Ничего не поняв, пошла в Вику.

 
И узнала, что фамилия австрийского и американского композитора, музыковеда. музыкального педагога и критика - значительной фигуры в мире музыки прошлого века, имеет чешские корни и первоначально над r стояла такая галочка - гачек (примерно то же. что унлаут в немецком, надстрочный знак) для обозначения звука "ш". Когда в 1933 сочинения Кшенека были запрещены в нацисткой Германии и он эмигрировал в Америку, гачек из фамилии был выброшен и западный мир оперирует формой фамилии "Кренек".

  А узнав, грех было не послушать. И это оказалось вовсе не такой какофонией, какой представлялось раньше. Не знаю, на какую часть восприятие, отличное от  прежнего, обусловленно ореолом жертвы гонений; на какую очарованностью Кортасаром; на какую в целом возросшей за последние годы личной музыкальной культурой. Скорее всего, понемногу отовсюду.

  Жаль, оперы "Джонни наигрывает", ставшей визитной карточкой Кшенека-композитора (а реализовался он во многих областях, не только и не столько в сочинении музыки) в сети не нашла. Почитала несколько интересных отзывов о ней и разных ее постановках. Нет, я не меломан, за записью охотиться не стану, только и исключительно в рамках общей культуры. Мне интересно жить, узнавать новое, слушать, смотреть, читать. Сопоставлять, анализировать, прослеживать связи.

  И какие связи здесь? Ничего экстраординарного, лишь то, что лежит на поверхности. Нелюбовь тоталитаризма к этому виду творчества, выражавшаяся в гонениях и запретах.То, что в 20-х, начале 30-х годов воспринималось знающими людьми, как новое слово в музыке, что они находили интересным и ярким, одинаково подверглось обструкции в гитлеровской Германии и в Советском Союзе.

Казалось бы, ну далеко от народа, ничего он не поймет, не за что и переживать, пусть варятся в своем котле со своей какофонической музыкой. А мы пойдем широкой светлой и радостной дорогой гармонии вперед, к светлому будущему. Может потому, что в этой музыке была концентрированная сила инакомыслия, так нелюбимая тиранами. Сила, которую трудно четко идентифицировать и предъявить ей обвинение в подрывной активности. А где есть сила, не служащая тебе, там она может повернуться против тебя. Действуй на опережение, бей первым. Фредди.
Tags: музыка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments