majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Category:

"Кантианские вариации" Мераб Мамардашвили.


Добро не является предметом, существующим вне меня. В том смысле, что если я стремлюсь к добру, то это означает лишь действие уже существующего во мне добра.
Мераб Мамардашвили "Кантианские вариации"
Почему вариации? Потому что такая форма: бесконечно раскручивающейся спирали с повторяющимиси заходами на одни и те же круги: наметить тему; вернуться к ней и напомнить; раскрыть первоначально; осветить полнее и опять, и снова, и снова - такая форма представлялась ему наиболее естественной при разговоре о Канте.

Потому что философское наследие Красавчика Магистра - то же бесконечное возвращение к одним темам: стремление раскрыть их как можно более полно; невозможность сделать это несовершенными речевыми средствами, как неизбывный источник страдания; осознание, что мысль твоя темна и будет искажена впоследствии ("Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали. Оно может и умно, но больно непонятно, над вами потешаться будут" Воланд).

  И опять к тому же. Снова-снова-снова, как повторяющаяся тема, пленившая душу Свана в сонате Вентейля. Он  очень поэтичен, Мамардашвили. Кажется, не скажешь, продираясь через бесконечные терминологические нагромождения его текстов. Но то условия игры, язык академической философии - это не язык экзистенционализма, пригодный к универсальному использованию для массового распространения идей. Тут как в "Алисе", где нужно бежать очень быстро, если хочешь остаться на месте; а если хочешь попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее. Нужно овладеть особым языком, чтобы понимать, говоримое на нем. А если хочешь сказать что-то сам, должен владеть им в совершенстве

  А все равно вода во облацех останется темной для большей части взыскующих знаний. Впрочем, нет. Кто ищет, тот уже нашел, знание изначально положено в того, кто к нему стремится, а весь поход за ним в большей степени стремление углубить, заострить, вывести из категории вещей в себе и сделать инструментом взаимодействия с миром, инструментом познания его. Что же те. кто не ищет? А кто не ищет, в того и не положено, это очевидно.

  Странные вы какие-то, женщина. выводы делаете, не иначе, отсутствие фундаментального образования сказывается. Пусть так. Но  "любое художественное произведение есть конечный текст, в том смысле, что существует некий один смысл произведения. Добавление каких-то смыслов к произведению не есть прибавление к нему наших мыслей, а интерпретация существующего смысла" Интерпретации по определению множественны, а уровень интерпретации зависит от интерпретатора
.

  И я не говорю того, что изначально в "Вариации" не положено. "Это мы присоединяемся к произведению, а не что-то прибавляем к нему" Есть путь для каждого, его рисунок судьбы и череда выборов, осуществляя которые человек приближается к своей судьбе или удаляется от нее, умирает внутри себя, рассеивается, теряет возможность обрести целостность. Ни наград, ни особых чувственных удовольствий правильный выбор не несет. Он дает возможность следовать своему пути в противоположность тому, которым нас ведут. Для меня это единственое, что имеет значение.
Tags: философия
Subscribe

  • "Чертеж Ньютона" Александр Иличевский

    Гравитация Сын спрашивает отца: «Почему ты оставил меня?» И прислушивается к молчанию в груди, пока пчёлы приносят нектар истины в…

  • "Готские письма" Герман Садулаев

    Да, азиаты мы, с раскосыми и жадными очами Посылаю тебе, Постум, эти книги. Что в столице? Мягко стелют? Спать не жестко? Как там Цезарь? Чем…

  • "Исландия" Александр Иличевский

    Человек в ландшафте Ах, страна исландская, выбритая кожица - космонавтов привлекла, на Луну похожая Здешняя Исландия если и имеет какое-то…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments