majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

"Пять вечеров" Никита Михалков.

  Иногда находит такая блажь. Нечасто, раз примерно в полтора-два года. Слушать "Губы окаянные". И ничего не можешь с собой поделать, Находишь ютубовский ролик (можно забить: "пять вечеров"-"песня". И гоняешь по кругу раз... много.  Нет, когда и пяти хватает. Редко. Обычно больше. Абсолютный рекорд три часа, но тогда сканировала огромную кучу документов, а сканер глючил и автоматически возвращала полоску хронометража к первым секундам, как подходило к концу.

Не то, чтобы какую другую музыку не возникало желания переслушать. Бывает "Наутилус" или "Кино". Случается даже "Бразильскую бахиану" непременно в исполнении Галины Вишневской (о да, я эстет)). Но то все по одному разу, реже - два. И там понятно, почему. Эмоциональная вовлеченность, воспоминания. С чего "Пять вечеров"?

 
Кино считала редкой нудятиной и смотреть нипочем не хотела; Любшина впервые довелось увидеть в роли алкоголика, уж и не помню, в каком фильме, но так достоверно сыгранной, что до "Кин-дза-дзы" не воспринимала его в ином амплуа. Гурченко любила с модистки в "Соломенной шляпке" и капризной примы из "Небесных ласточек" (боже, какая древность!), но здесь она тусклая и блеклая, непохожая на всегдашнюю женщину фейерверк.

 
Поди разбери, почему именно эта песенка. Плохо мне, хорошо ли. Счастлива или грущу. Слушаю, пою. Смеюсь, плачу. Правда. Наизусть уже каждая деталь: дурацкая шапочка на его голове, потрепанные матерчатые тапки. Вот сейчас она выйдет из комнаты, потом вернется и скажет: "Какой ужас был бы, если б я за кого-то вышла замуж". А потом нужно поставить снова

 
Фильма не видела ни разу. Да потому что считала (см.  выше). Пока в один день, неделю примерно назад, не подумала Хочу смотреть "Пять вечеров". Попыталась компанией заручиться. "Ты что, - ответили, - это ж редкая нудятина". И стала смотреть одна. Прежде такое только раз было, с "Любовным настроением" Кар Вая. Фильм начинается, ничего сентиментального? глупенькая Зойка задвигает о манекенщицах из модного журнала, а слезы бегут ручьем. Экая странная аберрация.

Дальше прекращаются. Просто смотришь и думаешь.: "Какое счастье, что я не увидела этого фильма прежде времени, когда могла принять его".Потому что кино гениально. И неважно, что не совсем пьеса Володина или даже совсем не она. И нет в нем гражданского пафоса "судьбы страны в судьбе семьи", увиденного Товстоноговым. И не особо много общечеловеческого. А изощренная интеллектуальная игра володинских диалогов вовсе почти выброшена.

 
  Герои пьесы, они, понимаете, в целом умнее, взрослее и самостоятельнее тех, что в фильме. С меньшей потребностью реалезовываться в парных партнерских отношениях (находить утешение в другом человеке - с русского на понятный). Сморите, у Саши какой-то штамп в паспорте и местная пассия Зоинька (не исключено, что на севере такие же необязательные связи). Но это реалии места-времени, в котором живой мужик с обеими руками-ногами, непьющий, небьющий, зарабатывающий - редкость, диковина, раритет. Тамара вовсе одна и не говорите, что на всех мужчин не хватает. Такая, как она:сильная, видная, целеустремленная, без пары не осталась бы, захоти только. Не хотела. Не испытывала острой потребности.

 
И все слова, произносимые Тамарой из пьесы. О реализованности, о жизни полной жизнью, о том, что приносит много пользы и счастлива - это искренне. Не позиция измученной бабы, что не нашла плеча прислониться и сама себя утешает трескучими фразами, в которые не верит. А Тамара фильма, она ведь такая. В большей степени Зоя. И вот теперь следите за руками: брюки превращаются в изящные шорты Але-Оп!  Редкая, каких одна на сотню, дай Бог, женщина становится в фильме Зинкой из второго подъезда, такой, как мы с тобой. Таргет группа расширяется до немыслимых пределов.

 
Изначальная история Царевны-Лягушки обретает связь с еще двумя мощными исконными архетипами: Золушки и Спящей Красавицы. Ну и как тут устоять против ее обаяния? Вы сейчас подумали, что считаю фильм "сделанным"? Ни в коем случае. Стою и буду стоять на позициях, что не люди делают истории, но История, Пожелавшая Воплотиться, выбирает человека, оптимально подходящего на роль творца.

 
Советским женщинам конца семидесятых, на тотальном мужском безрыбье не нужна была судьба страны в судьбе семьи, а нужна надежда на маленькое человеческое счастье и Никита Михалков образца середины семидесятых оказался творцом. способным гениально воплотить эту надежду. "Пошлю дролюшке письмо, да мы начнем все сызнова"
Tags: культовое кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments