majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

О шпионском. Джейсон Борн.

  Поганая вещь - ретроградная амнезия. Обыватель привычно ждет ее в качестве одного из двигателей сюжета в очередном сериале (что-то скучно стало, сейчас кто-то должен потерять память) и привычно получает. Безотказный фактор подстегивания интереса: забыть все, вспомнить все. А мы посмотрим на смешные, трогательные и трагичные моменты, которые из этого прорастут. И не объяснишь никому, как это страшно - потерять память. Как горько и тоскливо утратить человека, важнее которого нет для тебя. Мир колеблется вокруг, теряет четкость очертаний; земля уходит из-под ног и ни в чем нельзя быть уверенным. Как, если самое твое естество предало тебя?

  Буквы инициалов те же, JB. Тот же род занятий, предполагающий малую щепетильность и большую степень погружения в моральное дерьмо. И невероятные навыки приспособляемости к любой нештатной ситуации (не-а, не врожденное, культивированное, это знаешь.) Не знаешь кем, когда и при каких обстоятельствах. И для каких целей. А тебе не все ли равно? Пользуйся, тем более, что кроме тренированного тела и ума, выдающего на-гора практические умения из разных областей, у тебя деньги есть. В количестве, несовместимом с жизнью среднего индивидуума.

 К сожалению "несовместимом с жизнью" ключевое. Обывательского уровня дедукции довольно, чтобы понять: все, в тебя положенное (включая материальные активы) не знаки королевского достоинства инкогнито. И не сигнал принадлежности к разумной гуманоидной расе, превосходящей человечество в развитии. Бесплатный сыр бывает в мышеловке; за остальной приходится платить; ты не можешь, потому что не знаешь, кто будешь таков; следовательно - ты в мышеловке. А теперь спасайся, если сможешь.

  Он спасается, мы смотрим (читаем), а что - хорошо получается. Может быть потому, что Джейсон Борн, при всех неисчислимых достоинствах, изначально увечный в своей беспамятности. Это ведь только бравада, легкое отношение к потере себя: "шел, споткнулся, упал, очнулся - гипс"; на деле каждый примеряет к себе и ужасается. Своего рода помешательство, а "не дай мне Бог сойти с ума, уж лучше посох и сума". И калечность уравнивает супершпиона со мной, зрителем; гасит раздражение супермэнством; рождает сочувствие.

  А начальный посыл отношений супершпиона с женщиной, как расходным материалом, заставляющий тихо звереть убежденную феминистку во мне, сменяется здесь вполне человеческой способностью на любовь, преданность и заботу. Просто импритинг, ты привязываешься к первому человеку, встреченному твоей "с чистого листа" версией. Фильм хорош. Ну, потому что Мэтт Дэймон не может быть плох по определению. И Франку Потенте люблю со времен "Лолы". И драки-погони-перестрелки органичны в сюжете.

  Книга лучше. Потому что дает грамотное психологическое обоснование поведению героя, оставаясь в рамках динамичного остросюжетного действия. Но книги почти всегда (за очень редкими исключениями) лучше экранизаций. Это не служит фактором, убеждающим поклонников кино обратиться к первоисточнику, зато дает много радости человеку, имеющему привычку к чтению. На том и остановимся.
Tags: культовое кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments