majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Categories:

"Зеркало" Тарковский.

Массам искусства не надо. А нужно совсем другое. Отдыхательное зрелище на фоне нравоучительного сюжета.
Андрей Тарковский.

  Когда говорила, что ценю раннего Тарковского, в том не было ни манерности, ни выпендрежа. Искренне верила. Имела геройство посмотреть в юности "Рублева", "Сталкер", "Каток и скрипку", "Зеркало". Не то, чтобы легко далось, но в сравнении с каторгой "Ностальгии" и "Жертвоприношения", все же курорт. Кто пробовал приобщиться высокого просмотром последнего фильма, поймет. Остальным и объяснять бессмысленно. За "Солярис" и не такое можно простить. А в "Зеркале" не запомнилось сцен жестокости, как в "Рублеве" и природа среднерусская - не постапокалиптический пейзаж "Сталкера". И там Терехова (ее одну помнила, Янковского нет). Если пересматривать - то "Зеркало".

  И да, совершенно приязненное отношение. Предвкушение: смотрела молодой, многое упустила в силу отсутствия жизненного опыта, дающего способность понять; теперь будет по-другому. Разгляжу невиданные прежде высоты и глубины. Эпизод с юношей, которого избавляют от заикания. Хорошо: "Я могу говорить!" А может ли на самом деле? Сейчас - да, но глубокие психотравмы, становящиеся причиной, одним сеансом гипноза не изживаются. Будем считать, что теперь может.
Эпизод с матерью на заборе и прохожим врачом. Боже, какая красавица Терехова. Вот не могла увидеть в ней красоты в детстве, как ни внушала себе. А тпеперь вижу. Как хорошо, что взялась пересмотреть. Этим началось, на этом же и закончилось. Потому что следом начинаются остраненные тарковские видеоряды, призванные передать сложность его извилистого внутреннего мира, а с моим этот мир не совпадает.

  Попытаюсь объяснить. Исповедальность в искусстве предполагает много подводных камней, которые нужно уметь обойти, чтобы корабль твой не сел на мель или чего хуже - не затонул с пробоиной в борту. Ты хочешь рассказать о себе все, раскрыть мельчайшие оттенки чувств и переживаний. Ты готов сделать это предельно откровенно - хорошо. Миссия исповедника предполагает готовность толерантного принятия любого рассказа, который ему доверят. Но это именно, что миссия - тягчайший психологический труд. Помните, в "Игре в бисер" Гессе, эпизод с одним из житий, отшельником, чьим психологическим талантом было принитие исповеди?

  Мне, зрителю, эта роль чужда. Нет, не за развлечением с толикой назидания включила фильм. Для того, чтобы понять-уяснить-прояснить что-то свое. Не для того, чтобы копаться в вашем, при всем моем к вам уважении. Непростые отношения с матерью и отцорм, понимаю. А у кого они простые?  И времена тяжелые. А кому-то достались легкие. И главное, вы приходите в результате к какому-то итогу? Лечь и умереть от ангины? Вы говорите: "Я просто хотел быть счастливым". Отчего не стали? Не попытались хотя бы? У вас была конкретная цель - счастье. Почему теперь лежите и умираете?

  Я оказалась плохим исповедником, неспособным дать утешение? Или вы неискренним исповедующимся? А может вы не сумели (не захотели) облечь свою исповедь в понятные слова? Сделали вид, что хотите рассказать, но что-то самое важное зашифровали и это осталось набором ярких эпизодов (Типография, Сережки, Испанцы) скрепленных многозначительно-бессмысленными картинками.

  Одного сеанса гипноза недостаточно, чтобы излечить заикание. Оно от внутренней убежденности, что говоримое тобой, мир отторгнет. Прежде нужно налаживать отношения с миром. Учиться быть счастливым. независимо от внешних обстоятельств.
Tags: география, культовое кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments