majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Categories:

"Человек из Ламанчи".

"Было замечено, что оба писателя умерли в день св. Георгия в 1616 году, "Заключив союз для уничтожения дракона лживых видимостей" - как затейливо, но неверно пишет Белл. Не помышляя об истреблении дракона, и Сервантес, и Шекспир - каждый на свой лад - выгуливали на поводке этого милого зверя, чтобы время сохранило для нас его грустный взгляд и переливчатую чешую. (Кстати, хотя днем смерти обоих считается 23 апреля - мой день рождения, но Сервантес и Шекспир умерли по разным календарям и между двумя датами десятидневный разрыв)"
Набоков "Лекции о Дон Кихоте".

"Самое дикое безумие - видеть жизнь такой, как она есть, а не такой, какой она должна быть"
Дон Кихот "Человек из Ламанчи".
Просыпаюсь в 4.44, в окне яркое оранжевое пятно уличного фонаря. Не то, чтобы темно - май на носу - но света добавляет. Сияет так, что не сразу замечаешь много ниже тусклый лунный  круг. Который как-бы и не светит, теряется в ярком соседстве. Но смотреть на него интереснее. Как странно, - думаю, - Что такое этот фонарь в сравнении с Луной? Пшик. А поглядишь, желая увидеть действительность, как она есть и твердо уверишься: вот истинный источник света на ночной планете.

  К великому произведению Сервантеса жизнь вела и вела окольными тропками. Подруга годом старше в лагере поразила красотой иноземных слов: "А знаешь, как полное имя автора "Дон Кихота"? Мигель де Сервантес Сааведра. Специально выучила, назло нашей русичке, она меня тупой считает". На заставке образовательной программы второго канала (а всего было три в моем детстве), по испанскому языку нескладный длинный рыцарь и маленький толстенький оруженосец. Песня "На турнире, на пиру и на охоте ходят слухи об отважном Дон Кихоте". Но всякая попытка читать оканчивалась таким сокрушающим приступом невыносимой скуки, что книга закрывалась даже без утешительной мысли "До лучших времен" - навсегда.

Потому единственный способ спознаться с великим романом великого испанца для меня опосредованный. Через экранизацию, набоковские "Лекции", да хоть вот через мюзикл. Потому что  фильм "Человек из Ламанчи" - вариация на тему бродвейского мюзикла. И к первоисточнику отношение имеет примерно такое, какое пересказ фильма, сделанного по книге, к самому роману. Или РПГ-книги к идее, вдохновлявшей разработчиков игры . Не моя мысль, друг обронил вскользь, но очень точная. Зато мюзиклы люблю, в хороших всегда встречаются две-три чудесных мелодии, способных "сделать" день. А в этом будут Питер О`Тул и Софи Лорен. О чем еще мечтать бедной девушке?

  Включаю, начинаю смотреть; эффект, как от романа - сокрушительный приступ невыносимой скуки загоняет в сон. Встряхиваюсь, не много пропустила (сюжет известен, чать Набокова читала). И вот тут как раз Софи, с этой ее яростной  женственностью, глаз не отвести. И О`Тул - нет-нет, здесь нехорош, но все же. И музыка, приятная весьма Littie Bird - так прямо за душу берет. И занятная трактовка просматривается. Не привычное для этого сюжета: "счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка" и не "пепел Клааса бьется в мою грудь". И даже не вполне "тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман".

  Нет, здесь иное: мир полон несправедливости, горести и скорбей. Но кого и когда сделало счастливее признание этого факта?  Кого и когда утешило. Ты можешь назвать неудачника лузером: бедную девушку, выживающую, как умеет, потаскухой; глупца, что борется с несправедливостью, сумасшедшим. И что? Да ничего. Только еще мерзее всеобщая мерзость. Еще беспросветнее. А можешь увидеть в ней Прекрасную Даму, в нем - Рыцаря в Сияющих Доспехах и на какой-то момент сделать обоих теми, кого в них увидел. Пусть ненадолго, пусть покажется, что мрак сомкнулся еще плотнее после этого просвета. Это только кажется. Они видели, чем могут быть. "Люби не то, что ты есть, а то, чем хочешь и можешь быть".

  Стоило смотреть?  Думаю да. По какому-то наитию спрашиваю Яндекс об одноименном спектакле театра им. Маяковского, который именно и рекомендовали, да найти не сумела. Отрывки есть. Лазарев, Доронина, Леонов. До чего хороши. Альдонса Дорониной на голову выше, да простит меня Софи. Жаль, что нет того спектакля целиком. А фонарь за моим окном погас в пять утра, как и не было его. Луна осталась. Ну так что с действительностью, как она есть?

 
Tags: кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments