majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Categories:

"Кабаре" Боб Фосс.

Как причудливо плетутся цепи. В личной табели о рангах Бродский - литературный гений; его любимый поэт Оден; другом и любовником Одена был Кристофер Ишервуд; написавший роман "Прощай, Берлин"; который вдохновил Боба Фосса на "Кабаре" с Лайзой Минелли. Можно продлить к маме актрисы, неподражаемой Джуди Гарленд "Дороти, мы уже не в Канзасе" , Страна Оз и подростковый алкоголизм. А можно к другой истории большой дружбы писателя-гея и молоденькой очаровательной шлюшки, из которой кинематограф сотворил гениальную лавстори, рвущую душу на тысячи кусочков. Угу, "Завтрак у Тиффани" Трумена Капоте.

  А можно никаких цепочек не нанизывать. Просто сказать, что люблю "Кабаре" с Лайзой с восемнадцати лет, считаю кино шедевром, смотрю "Mein Herr" и "Tomorrow Belong to Me" всякий год, а полностью фильма не пересматоривала с тех восемнадцати в советском кинотеатре. И может не собралась бы вовсе, не случись комментария к новому фото в соцсети "Лиза Минелли" (нет, непохожа, но портрет, правда, удачный).

 И случилось. 72-й год ("Какой он старый, наверно совсем утратил актуальность" - говорит друг, которого уговорила на совместный просмотр). Нет, не утратил, ни чуточки, ни капельки. Она по-прежнему порясающе хороша в этом своем номере со стульями и двигается так, что все время задаешься вопросом: Да полно, человеческое ли это существо или ангел, суккуб, совершенный андроид? Дело даже не в особой точности движений, без которой сотворить такое невозможно = в неземном очаровании каждого жеста, всякого крохотного мимического сокращения.

  Как такое может быть? Ведь не красавица, несмотря на тонну косметики. Да ей не надо быть красавицей в вашем смысле. В том, какой вкладывает в понятие большинстиво. Она не такая, как все. Взбалмошная и небольшого ума, и крайне нетвердых моральных правил, но до чего хороша! Книжная Салли, в отличие от кинематографической, безупречная красавица, НО! Совершенно не умеющая подать себя на сцене: руки висят плетьми и всем видом дает понять: "Мне наплевать, что вы обо мне подумаете".

  То есть, история, которую рассказывает кинематограф, отличается от романной одной, но главной деталью - наличием таланта. Понимаете, мир знает сколько угодно примеров бездарностей, возносимых к вершинам успеха; и примерно о стольком же количестве талантов, не сумевших достичь популярности, никогда не узнает. Чего уж там не хватило: усердия, стартовых условий, коммуникабельности или капельки удачи - не суть важно. Важно, что подлинный талант, он всегда сияет. И столкнувшись с ним ни равнодушно пройти мимо, ни забыть после, не удастся.

  Экранная Салли Боулз сверкает и никуда от этого не деться. Вот она вбегает под эстакаду моста во время. когда сверху проносится поезд и орет благим матом. Ощущение, которое испытываешь, глядя на нее в этот момент, можно описать одним словом: "секс". Двумя: "воплощенный секс". А вот пытается соблазнить соседа по квартире, сочетая манерность декаданса с ужимками уличной шлюхи. И в голове только: "Ну брось ты дурака валять". Неосознанная грация и сексуальность в обыденных ситуациях, странная и глупая неуместность в знаковых. Девчонка.

  А Веймарская республика в Германии закатывается и к власти вот-вот придут наци, и погонят евреев в газовые камеры, а мир ввергнут в пучину Второй Мировой. И уж кому в этих условиях будет до маленького сверкающего гранями бриллианта, который собирается строить жизнь по принципу: "дюйм за дюймом, шаг за шагом, мужчина за мужчиной" по пути к своей голубой мечте? Видите, бывают и еще причины, по которым подлинные таланты остаются в безвестности. Куда, как объективные.

  Кстати о голубом: "Мне кажется, голубой - ваш цвет" - говорит Макс Брайану. Совершенно не поняла этих коллизий в первый раз, сейчас тоже остались вопросы; не в последнюю очередь за тем взялась за "Прощай, Берлин". Теперь снялись вопросы, ну, хотя бы потому что, (см. первый абзац). И потому что Ишервуд был видным международным борцом за признание прав сексуального меньшинства и одним из первых открыто заявил о своей гомосексуальности. Не поддерживаю, но уважаю.

 Да и все, пожалуй. Разве еще сказать, что фильм на порядок лучше книги: умнее,сильнее, точно попадает в резонанс с общественным бессознательным и пополняет коллекцию редчайших случаев, когда экранизация превосходит источник: "Завтрак у Тиффани", " Форрест Гамп", "Зеленая миля" (да простит меня Стивен Кинг). И что пересматривать любимое, спустя 28 лет - правильное занятие.
Tags: культовое кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments