majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Categories:

"Мост Ватерлоо"

  Есть вещи, по неизвестной причине играющие в жизни особую роль. Они никак не связаны с тобой, не лежат в сфере твоих интересов, не считаются престижными и даже просто заслуживающими внимания  в среде твоего общения. И тем не менее, входя в жизнь, дают знать о себе сигналом. Настойчивым и протяжным, как гудок корабля в тумане. Для меня одна из таких вещей словосочетание "мост Ватерлоо".

Когда девчонкой десяти или одиннадцати лет, взяла у маминой подруги книгу о великой Вивьен Ли - то было ради иллюстраций. Много фотографий актрисы в воплощенных ею образах: театральные откровенно постановочны - костюм и нарочитый грим; кинематографические - кадры из фильмов. Более живые и естественные.Вершинами творчества считаются Скарлетт в "Унесенных ветром", Бланш Дюбуа из "Трамвая "Желание", "Может еще леди Гамильтон или две Клеопатры на театре в постановках знаменитого супруга. "Мост Ватерлоо" к вершинам не причисляют.

Молодая балерина труппы Ковент-Гардена,(кажется) влюбляется в офицера из аристократической семьи, накануне его отправки на фронт. Пара дважды нарушает строжайший комендантский час, установленный метрессой девушки, второй раз становится фатальным. Она лишается места в театре. А на дворе Вторая Мировая. А любимый в войсках и в какой-то момент приходит известие о его гибели. А балет - такое специфическое искусство, какому нужно отдавать себя без остатка и потому дополнительной профессией девушка не обзавелась. Она голодает, ну, закончите сами?

 
Спустя пару лет, привычно выйдя на лондонский мост Ватерлоо в поисках клиента, сталкивается с любимым. Он жив, война закончилась. Пересказывать сюжета до конца не буду. Вдруг заинтересует, это стоит посмотреть. Но там была иллюстрация, полторы дюжины кадров - лицо героини крупным планом, мгновенные микронные изменения, "ряд волшебных превращений милого лица".Тогда впервые пережила культурный шок от реальной встречи с метаморфом:: равнодушие сменяет удивление, недоверие, смесь восторга, ужаса и отчаяния. Читая позже "Марсианина" Бредбери, понимала -: финал реален. Я просто видела, как такое происходит, .

Много лет спустя, уже взрослой и совершенно всей головой ударенной о творчество Андрея Лазарчука,наткнулась в книжном на его "Мост Ватерлоо". Как: "Ах!" было. Как: "Не может быть!" Это оказалось совсем о другом. Вообще о другом. Про войну и про - в общем, про многое Очень многое. Местами не совсем моя книга, местами совсем чужая, кое-где невыносимо, смертельно родная. И самый яркий на моей памяти прозаический отрывок оттуда. Вообще лучший, кристальный текст на русском. В чем-в чем, а в текстах толк знаю. То, что начинается словами: "Стояла безумной прелести ночь..."

Полжизни с тех пор прошло и не чаяла уже, что сочетание архитектурной формы, соединяющей противоположные берега с местом фиаско великого полководца когда-то удивит. Меньше всего думала о мосте Ватерлоо, задавая Гуглу вопрос: "Что смотреть в Эрмитаже?" Определенный уровень культурной нахватанности, сходящей под нестрогим взглядом за эрудицию, себя обмануть не даст. Я знаю о живописи, что знаю о ней немного. "Мадонна Литта", "Мадонна с Цветком", "Даная" и вдруг "Мост Ватерлоо" Моне.

Шла в Эрмитаж, как на свидание с виртуальным другом: о чем за многие годы не переговорено, а вживую не довелось спознаться. И все фламандцы, испанцы, итальянцы, ни Гойя и Лукас Кранах, ни Рубенс с Рембрандтом, ни даже Леонардо и Рафаэль не умаляли важности этой встречи. И... мы разминулись. Импрессионисты не в основном здании, куда хвост очереди выстраивается, в Штабе, это через площадь. Оглушенная впечатлениями, махнула бы рукой на Дега, Матисса, Ренуара и обоих М.не: того, что с буковкой "а" в первом слоге и того, что с "о" на том же месте. Но нужно было увидеть Мост Ватерлоо. Категорический императив.

На умученных непривычно долгим пешим хождением ногах автомобилиста бродила по залам с тем самым чувством: "увижу-узнаю". И не видела. Чего только не посмотрела. Мимо маленького шедевра Клода Моне пройдя трижды. Не видя, не узнавая. Да что за наваждение, ищи - говорю себе, как приказывают служебной собаке. Снова обвожу зал глазами, вон то сиреневое пятно, не оно ли? Смутно похоже, впрямь, на какой-то мост. И да, это был он.

Плотный туман украл очертания, исказил размеры, набросил лиловый флер на балочный мост о четырех опорах. Где-то позади - более угадываемые, чем различимые - здания противоположного берега и две баржи уходят под вторую арку в никуда. И нет на свете ничего спокойнее и роднее этой сиреневой мути. Удивительные встречи и после сорока случаются, главное - быть к ним готовым.
Tags: Андрей Лазарчук, живопись, кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments