majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Categories:

"Ангел на мосту" Джон Чивер.

  Обладатель Пулитцеровской премии 79 года, нет, не слышала прежде. Всех стоящих писателей невозможно ведь знать, правда? И о рассказе "Пловец", по которому в 68-м снят фильм с Бертом Ланкастером тоже не слыхала. Наткнулась на упоминание в последнем романе Митчелла, сделала себе отметку посмотреть, да все не до того было. Нынче утром вернулась к той зарубке на память: один рассказ и часть фильма, бывшего когда-то культовым, досмотрю позже - занятное кино. Не безоговорочно мой автор: темы и проблематика актуальны для верхушки американского среднего класса прошлого века и далеки от меня сегодняшней. Но что-то все-таки есть в нем.

  Итак к рассказу: необычное начало: женщина семидесяти восьми лет ежедневно катается на коньках, облачившись в короткую красную бархатную юбку и с красной же лентой в седых волосах. В сердце Нью-Йорка, каток возле Рокфеллер-центра. Занятно сравнить, как изменилось отношение к активной старости за полвека. В рассказе окружающие воспринимают престарелую фигуристку как нонсенс, что-то вроде ожившего персонажа кунсткамеры. Мы сегодняшние восхитились бы, сняли на телефон, выложили в сети, отлайкали в огромном количестве.

Общественное бессознательное радикально сдвинуло градус восприятия активной старости, но не думаю, чтобы это могло сильно изменить самоощущение близких родственников такого жизнерадостного пожилого человека. Рассказчик приходится фигуристке сыном и испытывает неизбывную неловкость от необычности материнского увлечения. Впрочем, философски заключает он, чем бы ни тешилась... Да и суть происходящего не в том.

  Удивительная женщина, играючи преодолевшая неподъемную для большинства кучу комплексов и страхов, панически боится летать самолетом. А старший брат рассказчика - плоть от плоти матери и так же победительно уверенный в себе, с некоторых пор приходит в ужас от необходимости воспользоваться лифтом. Можно недоумевать и пожимать плечами: с жиру бесятся, придумывают себе фобии. Наш знакомец так и делает. Пока, проезжая грозовым вечером через мост Джорджа Вашингтона, не начинает испытывать тех же симптомов, что у матери и брата: головокружение, сердцебиение, головная боль, ватные ноги. звон в ушах.

  Это физические ощущения и это реально, хотя психосоматика. Как жить дальше - совершенно неясно, работа связана с разъездами и ежедневным пересечением мостов. Брат, кстати, разрушил успешную карьеру как раз после переезда офиса на 52-й этаж небоскреба. Он ищет объяснений и приходит к занятному выводу: это неприятие действительности в том бессмысленно-беспощадном виде крысиных бегов, какой видим всюду вокруг себя, выливается в концентрированный ужас перед одним ее сегментом. Замечательно, но не помогает.

  Очередное: "Возьми себя в руки, Тряпка! Ты мужик или где?" заканчивается едва не потерей сознания и абы как припаркованной в середине моста машиной. СТРАШНО!  И тут появляется она. Девушка с арфой в клеенчатом чехле: "Вот не думала, что кто-то остановится посреди моста только затем, чтобы подвезти меня". Усаживается рядом, всю дорогу поет ирландские песенки, которые играет по кабачкам, а человек просто едет. Забыв о страхе. И после спокойно пересекает мосты, хотя с тем, где все началось и усилилось до кульминации не рискует.

  Не начало красивого романа. Не романтическое воспоминание. Просто один из способов, каким Господь напоминает нам, что мы его любимые дети. Что не нужно бояться.
Tags: американская литература
Subscribe

  • Текстоцентрическое

    Текстоцентрическое Река эта – сплошной обман? Мнимая красота, скрывающая беспримерное уродство? Или, наоборот, – одна только правда? Чистая,…

  • iodb.ru

    iodb.ru Posted by Майя Ставитская on 7 июн 2018, 09:40

  • Майя Ставитская с Шамилем Идиатуллиным.

    Майя Ставитская с Шамилем Идиатуллиным. Posted by Майя Ставитская on 18 май 2018, 11:57

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments