Может быть потому что именно эта вещь именно сейчас нужнее тебе, чем что бы то ни было другое. Нет, не потому что каким-то боком касается тебя - ни одна из реалий фильма не имеет ко мне отношения. Ну, может захотелось послушать датский язык, который учила прошедшей зимой, как он на слух, пойму хоть что-то? ("Не поймешь-не поймешь, размечталась, дилетантка" - ехидно вступил внутренний голос. Игнорируем.) Может захотелось составить реальное представление о реальной Дании - читала-смотрела много датского и нарисовала себе собственный образ страны-национального характера-ментальности, отдавая отчет в его условности и однобоком схематизме.
А может дело в эвтаназии, свое отношение к которой давно и прочно определила, как уважительное одобрение. Есть вопросы, решения которых ты не можешь делегировать никому: ни обществу, ни близким людям, ни служителям культа и решение которых - твое исконное право. Что бы ни думали по этому поводу другие люди. Остаться или уйти - совершенно точно один из таких вопросов. Так или иначе, нынешним утром смотрела "I Dine Hende", не раздражаясь артхаусной низкобюджетностью. Смотрела, как зачарованная.
Он всегда жил, как хотел, говорил и делал, что хотел, не считаясь с мнением и интересами окружающих. Пил жизнь чайными стаканами. Может потому, что знал где-то в глубине, немного ее, той жизни. Она всегда делала, что должна была, чего ждали от нее окружающие. В ущерб своим интересам и удовольствиям. Может потому что ощущала за собственной внешней хрупкостью алмазной прочности стержень, делающий некоторых людей опорными рычагами мироздания ("Дайте мне точку опоры и я переверну мир")
Не-а, мир пусть остается неперевернутым, а кариатидой если и придется поработать Марии, то в качестве тягающей, переворачивающей, толкающей инвалидное кресло и меняющей обоссанные (пардон) подштанники своего работодателя медсестры. Она везет его в Швейцарию, навстречу смерти. Простой и понятный сюжет, а что, смерть - дело житейское. Совершенно мотивированное поведение персонажей. Ни малейшей фальши на всем протяжении действия. Смотреть на них иногда приятно, иногда даже очень, иной раз отвратительно. Как с зеркалом.
Сильное влияние Ларса фон Триера (а нельзя иначе, из него должен выйти современный датский кинематограф, как русская литература из "Шинели" Гоголя). Красивое слово "Спутник", которым назвали кино в русской версии, как по мне, несусветная глупость. Сальстрём, сценарист и режиссер фильма говорит в интервью, что его главным образом интересовали не проблемы эвтаназии и не личность каждого из героев в отдельности, но тема взаимодействия. Взаимодействия - не сопровождающего движения, понимаете разницу. Взаимодействуют люди через руки.
Он в ее руках, потому что совершенно беспомощен. НО! Он держит свою жизнь в собственных руках и сам в состоянии решить: длить ее или оборвать. И! Он в ее руках, но она тоже в его руках, которые, даже парализованными сумели дать ей тепло дружеских объятий. А ГЛАВНОЕ!!! Что бы они не говорили, что бы ни думали, всё в руках Божьих. И все тепло, ласка, сочувствие, какие приходят к нам от мира - суть проявление Его любви. Неважно, хотим мы остаться или уйти. Видите, на какую многозначность трактовок обокрали фильм.