majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Categories:

"Ледяной замок" Тарьей Весос.

Я смотрю на литературу как на траур. Не тот, который
мы должны пережить, но тот, который мы должны носить.
Юн Фоссе

Они наверно другие все-таки, скандинавы. У шведов органичное соединение истово суровой религиозности с язычеством, такое: Господь - Пастырь мой. но Дикая Охота по Его небу носится, а тролли в лесах и нужно с ними  уметь договориться. У датчан христианство, естественное, как дыхание и словно бы не водится крупной и мелкой нечисти, которая так бесцеремонно вторгается в жизнь соседей. Но странный интерес к костям, а вот под угадай, почему. А еще поразительно высокая роль эстетики - все через нее. Норвежского всего только и читала "Пер Гюнт" Ибсена. И слушала отрывки из одноименной сюиты Грига. Не знаю, случилось бы это в моей жизни, не будь "Корзины с еловыми шишками" Паустовского в детстве, но случилось.

А больше ничего. Ни-че-гошеньки. И "Ледяной замок" Тарьея Весоса - это шаг по неизвестной тропе. Название привлекло, что уж там. И аннотация обещала сложную историю взаимоотношений двух девушек, заканчивающуюся трагедией. Не то, чтобы так уж любила трагедии, просто иногда тоскливую простоту жизни необходимо бывает разбавить сложным и красивым, хоть как "SPUTник" Мураками, хоть как "Золушка" Жапризо. Не вышло. И... вышло.

  Это не о девушках, а о девочках одиннадцати лет. Не нимфетках. Обычных, медленно созревающих северных девочках. О том, что отношения - любые человеческие отношения, основанные на взаимной симпатии, подчиняются одним и тем же законам: приятельство, дружба, любовь - нет большой разницы. Любовь включает биохимию влечения, отсутствующую в двух других случаях, что придает зрелищности, но сути не меняет. В основе взаимное притяжения подобия к подобию.

  О том, как стремясь произвести более выгодное впечатление на человека. в котором заинтересованы, мы совершаем поступки. иногда красивые, иногда глупые, иногда непонятные нам самим. О том. что какой-то из них может закончиться трагически. О чувстве утраты и вины, которое несут по жизни оставшиеся и о том, как справляться с ним. И о том, что жизнь, в любом случае, продолжается.

  Из того, что понравилось - дивное описание замерзшего водопада. Из того, что не понравилось - язык, стиль, мотивации поведения школьников, они не выглядят живыми детьми. Не выглядят детьми и не выглядят живыми, понимаете. о чем я? Из того, что показалось полной чушью и нелепицей - птица. Эта натужно подсаженная в повествование птица, долженствующая по мнению автора придать философского звучания и метафоричности и хрен знает чего еще - она как зайцу стоп-сигнал здесь.

  Ну так ноблес оближ, номинант Нобеля как-то обязан быть метафоричным. а Весос трижды номинировался. Читать конкретно его и норвежскую литературу в целом (девушка я добросовестная и попробовала кое-что из Вассму Хербьерг и Сигрид Унссет) желания не возникнет еще долго. Пресно, как по мне. Но "Пер Гюнта" люблю и недавно перечитывала. Пусть он и остается моей Норвегией.
Tags: скандинавская литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments