majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Category:

"И по-прежнему лучами серебрит простор луна"

  Среди "Марсианских хроник" не самый мой рассказ. "Илла", "Третья экспедиция", "Марсианин" - их люблю больше - дело вкуса. И еще, опасливое недоверие к чужакам сильнее во мне, чем потребность защищать культурные ценности, не останавливаясь перед самыми радикальными мерами. А для Бредбери обе темы сквозные: чужой, который может очаровать, усыпить твою бдительность и похитить что-то важное для тебя. И звери в человеческом облике. не менее опасные, чем бешеные псы, сегодня ты позволишь им бросить пивную банку в марсианский канал, завтра они станут жечь книги, а послезавтра устроят автосафари на пешеходов - души в зародыше, пусть уважают культуру.

  То и другое - вещи параноидального толка в таком изложении, но на то Бредбери и великий писатель, что у него все органично. Он выплетает словами свои истории, мы слушаем, околдованные, не заботясь моральной оценкой и степенью допустимости мер защиты. Даже не так, степенью возможного отождествления себя с культурными артефактами, которая заставляет убивать и умирать в стремлении защитить их. Помните женщину из "451 по Фаренгейту", которая отказывается покинуть дом со своими, уже облитыми бензином, книгами. Помните, как она чиркает спичкой о перила деревянной лестницы и загорается факелом вместе с ними.

Или человек из рассказа "Последние почести", замуровавший другого в стене за отсутствие должной почтительности к Эдгару нашему По, да еще заставивший несчастного выкрикивать: "Ради всего святого, Монтрезор!" Как по мне - это недалеко ушло от жестоких зверят, заперших одноклассницу в темной кладовке на весь день, когда на Венере показывается солнце. Единственный за семь лет день. Это все крайности, а правильное посередине. Та самая тонкая линия, которую трудно найти, а пройти по ней так же трудно, как по лезвию бритвы, но искать нужно.

  Спендер, герой рассказа, не ищет. Он берет пистолет и стреляет в членов экипажа своего космического корабля, затеявших убогое веселье в прямой близости от марсианского города, жителей которого скосила земная ветрянка, завезенная прежними экспедициями. Нет, мы понимаем Спендера и соглашаемся с ним. И по большей части знаем, что человек, чуждый музыке и поэзии никогда не научится воспринимать их, даже если бы специально занялся ликбезом. Только и не займется, ни к чему ему это. Но конкистадоры из таких получаются, из людей-перекати-поле без руля и ветрил, не обремененных моралью и с эстетическими потребностями детсадовца.

  Прекраснодушные образованные романтики, вроде Гумилева или Рязанова потому и заметны так на общем грубо-убогом фоне, что они редкость и диковина. Такие вот, сумевшие интегрироваться в среду не себе подобных, сохранив целостность. Спендер не пытается. Зачем, если можно достать бластер и поубивать сволочей, тянущих грязные корявые лапы к Прекрасному с целью Осквернить. Соображения, типа: человеческое существо - не менее сложное и энергозатратное для мира образование, чем любой культурный артефакт и не тобой созданное, не тебе разрушать, и может быть у мира свои планы не на этих корявых, так на детей их и внуков; такие соображения просто не приходят ему в голову. Он назначил себя судьей, прокурором и адвокатом в одном лице, да тут же и порешал все вопросы.

  Рей Дуглас Бредбери хорош для чтения в юности с ее максимализмом и убежденностью в собственной правоте, и любовью ко всему красивому и необычному. А мне теперь понятно, отчего не перечитываю его чудесных книг уже лет двадцать, хотя прежде случалось по кругу. Но поэтичные названия его произведений: "Были они смуглые и золотоглазые", "Электрическое тело пою", "Вино из одуванчиков", они все задевают какую-то чувствительную душевную струну и твой Бредбери продолжается. Даже тогда, когда юность давно позади.
Tags: американская литература
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments