Или это еще раньше происходит? Импритинг, заставляющий читателя следовать за персонажем, опознав в нем своего? Когда: "было холодно. Как бывает только в Дании и только в апреле". Что он такое говорит? Да их там Гольфстрим греет, среднефевральская температура 0, -1, к нам бы его, в Россию, у меня сейчас за окном -12 и ничего, не стонем. Хотя да, если влажность 90% и пронизывающий ветер с Балтики, а зимние вещи уже убраны на антресоли, это может быть очень неуютно. Беру свои слова назад.
Или еще раньше, с первой фразы романа, о том, что "каждому человеку Всевышняя определила тональность и Каспер умел ее слышать". Ну, я то, положим, традиционалистка и Творца привычно именую в мужском роде, но это ведь всего лишь склонность к антропоморфизму, наше желание очеловечить Его и тем приблизить к себе. Половых признаков у Бога не может быть по определению. А все же приятно, когда кто-то, как о женщине. Тем более, кто-то, беруший эквивалент ста тыщ российских рублей за сеанс. И... спящий потом в конюшне.
Книга очаровывает с первых страниц, не оставляя тебе возможности перестать следовать за героем в его метаниях и мытарствах. Перемежаемых общением с сильными мира сего, противостоянием и разного рода сделками с властями предержащими: гражданскими, военными, духовными (да-да, церковь здесь - реальная сила, как вообще в реальном мире, хотим мы признать это или нет); заключениями под стражу и чудесными освобождениями; поездками на автомобилях ценой как частный самолет и попытками разбить телом героя пуленепробиваемое стекло (множественными); хождением через городскую канализацию и обедом в ресторане, где надобно оставить тысяч пять, чтобы поесть досыта, но это подарит незабываемые впечатления твоим вкусовым рецепторам.
И Музыка. Столько Баха, сколько, читая "Тишину, не слушала за всю предыдущую жизнь. Герой слышит тональность человека, именно в этом секрет его феноменальной сценической карьеры... клоуна. Что вы думали? Что несолидно как-то? Да полно. Талантливый клоун сочетает владение всеми цирковыми искусствами, а смешить - высший пилотаж. Более высокий даже, чем удивлять и восхищать. Каспер - клоун с мировым именем и он музыкант, очень хороший исполнитель, а окружающих слышит, как музыкальные произведения. Чаще всего за авторством Иоганна Себастьяна Баха.
Роман, где то и дело упоминаются вещи, о которых читатель не имеет представления, раздражает только случае, если нельзя исправить здесь и сейчас. Мы в такое время живем, когда, спасибо интернету - можно мгновенно. Я слушаю-слушаю-слушаю Баха, читая. Поражаюсь величием и красотой его музыки. Дивлюсь, что мне - дилетанту, открываются неведомые доселе высоты и глубины. Слышу людей, как их слышит Каспер (ну, так не получится - представляю. как слышит он). И задумываюсь особственном звучании.
Музыка - не единственный способ классификации в "Тишине". Астролога во мне удивило и порадовало отсутствие ляпов, когда автор вскользь касается астрологии (сравнить есть с чем - чудовищные "Светила" Каттон, равно убогие и претенциозные). Много занятного узнаешь о Копенгагене, много о быте цирковых артистов и особенностях функционирования монашеских орденов. Не без экстрасенсорики, куда теперь без нее, но здесь это украшение, во главу угла не ставится. И он, знаете, молится. Ну да, великий грешник, как все мы, но он хочет спасти маленькую девочку и просит Бога о помощи. И я люблю его.