majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

"Тишина" Хёг.

  Он говорит: "Я дорого беру за сеанс". И без возражений получает десять тысяч новенькими хрустящими тысячекроновыми купюрами. Потом добавляет: "И я вынужден просить за два занятия вперед. Таково требование моего аудитора". Получая еще столько же. В голове проворачивается арифмометр. В случае датских крон ничего сложного -  один к десяти. Постойте, этот чувак вот прямо сейчас, не напрягаясь, срубил двести штук? Наличными? Мне нравится этот парень, хочу с ним дружить. То есть, в случае, когда речь о книжном герое - хочу читать о нем.

Или это еще раньше происходит? Импритинг, заставляющий читателя следовать за  персонажем, опознав в нем своего? Когда: "было холодно. Как бывает только в Дании и только в апреле". Что он такое говорит? Да их там Гольфстрим греет, среднефевральская температура 0, -1, к нам бы его, в Россию, у меня сейчас за окном -12 и ничего, не стонем. Хотя да, если влажность 90% и пронизывающий ветер с Балтики, а зимние вещи уже убраны на антресоли, это может быть очень неуютно. Беру свои слова назад.

  Или еще раньше, с первой фразы романа, о том, что "каждому человеку Всевышняя определила тональность и Каспер умел ее слышать". Ну, я то, положим, традиционалистка и Творца привычно именую в мужском роде, но это ведь всего лишь склонность к антропоморфизму, наше желание очеловечить Его и тем приблизить к себе. Половых признаков у Бога не может быть по определению. А все же приятно, когда кто-то, как о женщине. Тем более, кто-то, беруший эквивалент ста тыщ российских рублей за сеанс. И... спящий потом в конюшне.

  Книга очаровывает с первых страниц, не оставляя тебе возможности перестать следовать за героем в его метаниях и мытарствах. Перемежаемых общением с сильными мира сего, противостоянием и разного рода сделками с властями предержащими: гражданскими, военными, духовными (да-да, церковь здесь - реальная сила, как вообще в реальном мире, хотим мы признать это или нет); заключениями под стражу и чудесными освобождениями; поездками на автомобилях ценой как частный самолет и попытками разбить телом героя пуленепробиваемое стекло (множественными); хождением через городскую канализацию и обедом в ресторане, где надобно оставить тысяч пять, чтобы поесть досыта, но это подарит незабываемые впечатления твоим вкусовым рецепторам.

  И Музыка. Столько Баха, сколько, читая "Тишину, не слушала за всю предыдущую жизнь. Герой слышит тональность человека, именно в этом секрет его феноменальной сценической карьеры... клоуна. Что вы думали? Что несолидно как-то? Да полно. Талантливый клоун сочетает владение всеми цирковыми искусствами, а смешить - высший пилотаж. Более высокий даже, чем удивлять и восхищать. Каспер - клоун с мировым именем и он музыкант, очень хороший исполнитель, а окружающих слышит, как музыкальные произведения. Чаще всего за авторством Иоганна Себастьяна Баха.

  Роман, где то и дело упоминаются вещи, о которых читатель не имеет представления, раздражает только случае, если нельзя исправить здесь и сейчас. Мы в такое время живем, когда, спасибо интернету - можно мгновенно. Я слушаю-слушаю-слушаю Баха, читая. Поражаюсь величием и красотой его музыки. Дивлюсь, что мне - дилетанту, открываются неведомые доселе высоты и глубины. Слышу людей, как их слышит Каспер (ну, так не получится - представляю. как слышит он). И задумываюсь особственном звучании.

  Музыка - не единственный способ классификации в "Тишине". Астролога во мне удивило и порадовало отсутствие ляпов, когда автор вскользь касается астрологии (сравнить есть с чем - чудовищные "Светила" Каттон, равно убогие и претенциозные). Много занятного узнаешь о Копенгагене, много о быте цирковых артистов и особенностях функционирования монашеских орденов. Не без экстрасенсорики, куда теперь без нее, но здесь это украшение, во главу угла не ставится. И он, знаете, молится. Ну да, великий грешник, как все мы, но он хочет спасти маленькую девочку и просит Бога о помощи. И я люблю его.
Tags: музыка, скандинавская литература
Subscribe

  • Текстоцентрическое

    Текстоцентрическое Река эта – сплошной обман? Мнимая красота, скрывающая беспримерное уродство? Или, наоборот, – одна только правда? Чистая,…

  • iodb.ru

    iodb.ru Posted by Майя Ставитская on 7 июн 2018, 09:40

  • Майя Ставитская с Шамилем Идиатуллиным.

    Майя Ставитская с Шамилем Идиатуллиным. Posted by Майя Ставитская on 18 май 2018, 11:57

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

  • Текстоцентрическое

    Текстоцентрическое Река эта – сплошной обман? Мнимая красота, скрывающая беспримерное уродство? Или, наоборот, – одна только правда? Чистая,…

  • iodb.ru

    iodb.ru Posted by Майя Ставитская on 7 июн 2018, 09:40

  • Майя Ставитская с Шамилем Идиатуллиным.

    Майя Ставитская с Шамилем Идиатуллиным. Posted by Майя Ставитская on 18 май 2018, 11:57