Для тех, кто молится, количество бросающихся в глаза совпадений увеличивается.
"Тишина" Хёг.
Примерно год назад подруга, знающая мою любовь к сказкам Андерсена, посоветовала издание собрания его сочинений без цензуры. Это понятие плотно ассоциируется с разного рода "только для взрослых" вещами. Обычно, не в этом случае. О том, чтобы связать имя писателя с сексуальной непристойностью и речи не шло "Что ж там могло быть подцензурного?" - спросила и услышала в ответ то, что наполовину ожидала услышать: "Уровень религиозности, недопустимый в советское время"
Примерно год назад подруга, знающая мою любовь к сказкам Андерсена, посоветовала издание собрания его сочинений без цензуры. Это понятие плотно ассоциируется с разного рода "только для взрослых" вещами. Обычно, не в этом случае. О том, чтобы связать имя писателя с сексуальной непристойностью и речи не шло "Что ж там могло быть подцензурного?" - спросила и услышала в ответ то, что наполовину ожидала услышать: "Уровень религиозности, недопустимый в советское время"
Не то, чтобы претендовала на особую проницательность и большинство известных историй великого сказочника не выглядят слишком религиозными. Ну что такого в "Принцессе на горошине" или "Огниве"? В "Дюймовочке", "Диких лебедях" и "Снежной Королеве"? Хотя, постойте, христианские мотивы смирения и прощения пронизывают последние три. И любви, которая есть Бог. Ну эдак так что угодно с чем хочешь свяжешь. С таким же успехом это можно назвать общечеловеческими ценностями. Да разве ж я спорю?
Но вот есть другие. Те, что стали визитной карточкой Андерсена, те, что неразрывно связаны с его именем. Те. которые любят и знают все, и... ненавидят. Как такое может быть? Может, может. Когда награда. получаемая любимым героем за пройденные с честью испытания - смерть. Да, я о "Русалочке" и "Стойком оловянном солдатике". Ну ладно он: стоит на одной ноге, потому что на вторую не хватило олова (такая живая деталь) и влюбляется в балерину, которую принимает за родственную душу потому что она тоже стоит на одной ножке. А потом, после многих бед и несчастий, приготовленных жестокой судьбой, снова встречает свою любовь, чтобы погибнуть вместе. Обгоревшее стеклышко, да оловянное сердечко - вот и все, что от них осталось.
Это вот так тоже бывает, дети. Много чаще, чем нам хотелось бы. К Сожалению. Что не дает повода сомневаться в правильном и справедливом мироустройстве. Потому что. Да потому что с исчезновением физического тела ничего не заканчивается Мы просто переходим в новое состояние и обретаем иную степень свободы. Сейчас скажу одну вещь. Это мое ощущение и я никому его не навязываю, но датская религиозность представляется глубоко мистичной и в достаточной степени завязанной на эстетику.
Не воинствующе-ортодоксальной, а по-восточному гибкой и открытой. С равной степенью приязни готовой вобрать в себя идеи реинкарнации и алхимической трансмутации. Важно, чтобы нашлось место красоте. Прекрасна балерина, стоящая на одной ножке с брошкой, приколотой на картонную грудь. Восхитительные картины видит в пламени вспыхивающих спичек маленькая заброшенная девочка. Дивно хороша русалочка, а танцует она так, что глаз не отвести.
Но вот есть другие. Те, что стали визитной карточкой Андерсена, те, что неразрывно связаны с его именем. Те. которые любят и знают все, и... ненавидят. Как такое может быть? Может, может. Когда награда. получаемая любимым героем за пройденные с честью испытания - смерть. Да, я о "Русалочке" и "Стойком оловянном солдатике". Ну ладно он: стоит на одной ноге, потому что на вторую не хватило олова (такая живая деталь) и влюбляется в балерину, которую принимает за родственную душу потому что она тоже стоит на одной ножке. А потом, после многих бед и несчастий, приготовленных жестокой судьбой, снова встречает свою любовь, чтобы погибнуть вместе. Обгоревшее стеклышко, да оловянное сердечко - вот и все, что от них осталось.
Но она, лучшая на свете девочка, как мог автор так обойтись с ней? Красивая, нежная, храбрая как тигрица и надежная, как товарищ, с которым можно идти в разведку. Самоотверженная. Зачем, за что он позволяет ей умереть? После спасения принца и отданного ведьме в обмен на ноги голоса. Стройные, красивые грациозные, каждый шаг был болью хождения по остриям ножей. Или вот еще "Девочка со спичками", помните? Та, что замерзла насмерть рождественской ночью, когда мир праздновал приход Спасителя. Это что?
Это вот так тоже бывает, дети. Много чаще, чем нам хотелось бы. К Сожалению. Что не дает повода сомневаться в правильном и справедливом мироустройстве. Потому что. Да потому что с исчезновением физического тела ничего не заканчивается Мы просто переходим в новое состояние и обретаем иную степень свободы. Сейчас скажу одну вещь. Это мое ощущение и я никому его не навязываю, но датская религиозность представляется глубоко мистичной и в достаточной степени завязанной на эстетику.
Не воинствующе-ортодоксальной, а по-восточному гибкой и открытой. С равной степенью приязни готовой вобрать в себя идеи реинкарнации и алхимической трансмутации. Важно, чтобы нашлось место красоте. Прекрасна балерина, стоящая на одной ножке с брошкой, приколотой на картонную грудь. Восхитительные картины видит в пламени вспыхивающих спичек маленькая заброшенная девочка. Дивно хороша русалочка, а танцует она так, что глаз не отвести.
Как у Кьеркегора: обыватель, переживающий страх смерти и находящий утешение в красоте, снова ужас и новый шаг выше - от эстетике к этике. И опять тупик, но на сей раз выход к Богу. Обыватель - человек эстетический - человек этический - человек религиозный. Серия подъемов с экзистенциальным ужасом в качестве отправной точки для каждого следующего. Таковы сказки Андерсена, то же у Карен Бликсен и Питер Хёг пишет о том же. А когда так, это перестает быть совпадением, становясь закономерностью
Comments
И дьявол там в начале, с зеркалом, и зеркало-то разбивается, потому что пыталось отразить Бога, и так далее. Конечно, советских детей от этого оберегали.
У него есть сказка "Анне-Лисбет" о красотке, нагулявшей ребенка и взятой кормилицей в графский дом, а своего - крестьянам на воспитание. Выживет - хорошо, нет - еще лучше. Пересказывать бессмысленно, но там момент, когда она руками пытается вырыть могилу. Такая концентрированная смесь христианского с отголосками языческих верований и датского, в достаточной степени торгашеского меркантильного менталитета.
Я о том, что это так интересно, открывать вот так для себя, чего никто не скажет.
тролль, злющий-презлющий; попросту говоря, дьявол.
Зацепилась за любимое слово "совпадения" и не смогла оторваться)
Красной лентой, лейтмотивом.
Мой знакомый художник уехал из России в Данию четверть века назад, и по его работам (и других датских художников) я вижу, что тема - если не костей, то плоти и телесной материи почему-то очень волнует датчан.
У них сейчас и весьма оригинальное кино на подъёме.
http://majstavitskaja.livejournal.com/242895.html
И вот здесь:
http://majstavitskaja.livejournal.com/243423.html
У Хёга тоже много, но о нем еще не писала