majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Categories:

"Жизнь Дэвида Копперфильда". Тоска по родной душе.

  Любит ли Дэвид свою Дору? Разумеется - да. Счастлив ли он в браке? Совершенно точно - нет. Любит ли Эмли Стирфорта? Бесспорно. Счастлива она, путешествуя с ним по дальним странам, получив возможность пользоваться благами жизни, о каких и мечтать не могла по обстоятельствам рождения? Не думаю. Любит ли Треддлс Лучшую Девушку на Свете? А как иначе. Счастливы ли они, соединившись наконец, хотя бы и в скудости? Счастливы. Любит ли миссис Микобер мужа? Буде кто вздумает усомниться, уверения: "Я никогда не оставлю мистера Микобера", переходящие в истерический припадок, всегда с ней.

Любит ли Бетси Тротвуд Мисера Дика? Что за странные вопросы, она заботится о нем, она спасла его от перспективы быть помещенным в дом скорби. Нет, вы скажите, любит? Н-ну любит, как иначе можно прожить с человеком под одной крышей не один десяток лет. Любит ли доктор свою Анни, а она его? В первой части уверены с самого начала, вторая вызывает большие сомнения вплоть до сцены объяснения, когда молодая жена говорит: "При несходстве характеров и взглядов, брак не может быть счастливым".

  Любит ли Клара Пегготи Мэрдстона? Любит, бедняжка (или ей только кажется). Приесло ли это счастье? Угу, в одной могиле с младенчиком. А теперь так, любят ли Мэрдстоны, брат и сестра, друг друга? Он помыкает ею, она подчиняется, но в карьере многоженца-вдовца, которую брутальный мачо осуществляет на протяжении жизни, единственной постоянной спутницей и верной приспешницей остается она. Любят ли Урия с матерью друг друга? Бр-р, жуткая парочка, ну так что же? Это не мешает им быть счастливыми в обществе друг друга и достигать полного взаимного понимания.

  По сути, весь главный роман Диккенса - это энциклопедия типов взаимоотношений в парном партнерстве между мужчиной и женщиной. Обратите внимание, здесь нет женской дружбы, а где подруга у какой-то из героинь появляется - она на вспомогательной роли, как Джулия Миллс у романа Дэвида и Доры. Мне возразят: а как же Пегготи и мама Дэвида? Я уже говорила об этом: Пегготи - персонаж, опекающий и призванный заботиться о герое, ангел-хранитель его. Она при хозяйке, пока это предоставляет возможность быть ближе к мальчику.

  Здесь нет и мужской дружбы. Ну здрассьти. А Дэвид со Стирфортом? Правда? И где вы видите дружбу? Младший заглядывает старшему в рот и через такт на него дышит, старший играет малышом, используя, как пешку в своих играх. Ладно, Девид - Треддлс? Ну, хорошее партнерство, хотя роли, странным образом, отражают отношения со Стирфортом, только лидером на сей раз Дэвид. Он другой, чем Стирфорт, глубоко порядочный, со внутренними цензами, которые никогда не позволят манипулировать доверившимся человеком. Но то не потребность в обществе друга, как... да хоть в "Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне" или "Трех товарищах" Ремарка, "Трех мушкетерах" Дюма. У Диккенса мужчины спорадически сходятся для осуществления совместного дела, основным партнером остается женщина.

  И посмотрите, при всей склонности писателя к морализаторству, насколько удались ему описания тандемов сомнительного или явно порочного свойства. Понимаете, что хочу сказать? Жизнь входит в роман и вносит коррективы. Если бы это зависело от писателя, разве отказался бы он от возможности наказать каждого из отрицательных персонажей пребыванием в локальном аду с ненавистным и непонимающим, нелюбящим партнером? Но нет, удачно нашедшие друг друга люди, счастливы вместе, несмотря на глубокую сомнительность собственных моральных установок и даже полное их отсутствие.

  А люди, внутренне различные, при всех чудесных свойствах счастливого соединения, преодолевающего преграды - счастливыми в обществе друг друга быть не могут. Два изумительной красоты примера самоотверженной нежности и умения дождаться своего партнера - поиски Эмли мистером Пегготи и Агнесс с Дэвидом. В первом случае, даже несмотря на жесткость пуританской морали, предписывающей опороченной в глазах общества женщине завернуться в белую простыню и ползти в сторону кладбища - восстановленное доброе имя и возможность начать сначала на далеком австралийском континенте. С человеком, который любит понимает, защитит и которому ты будешь преданной верной любящей спутницей.

  Во втором - ну, хорошим мальчикам и девочкам должно же быть счастье, правда?  
Tags: Диккенс, английская литература
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments