majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Categories:

Об арфе.

  Дежурный кадр российских  фильмов, снятых в девяностые: ресторан (пальмы в кадках, барельефы с Дружбой Народов - советская роскошь), поднявшиеся на крушении империи бандиты и/или советские чиновники гуляют. А перед ними, жующими и обсуждающими сомнительные дела, играет на арфе хрупкая девушка. Впервые увиденным, тот эффект был достигнут, какого режиссер хотел: Сумерки богов; Вот, куда мы пришли; И варвар пирует на обломках Рима. Во второй и третий раз, слабее, а после оскомину набило: и непременная арфистка для усиления эхвекту, как без нее?

  Арфа - очень уж специфический инструмент и воспринимать ее в контексте  обыденной жизни трудно до оксюморонности. На гитаре и фортепиано кто не пытался бренчать; скрипка близка народу сочетанием демократичности с элитарностью; разного рода ударные одновременно обращаются напрямую к плоти и взывают к ритму твоего сердца. Щипково-струнная арфа в обыденности избыточна, как алмаз "Кохинур" в ювелирной лавке. Ей место в концертном зале филармонии. А слушают пусть знатоки и ценители, нас избавьте.

И я не вспомнила бы, не подумала об инструменте, да сталкиваюсь раз за разом с упоминаниями о нем в последнее время. А коли так - нужно подробнее рассмотреть. Ну, единственное, что поняла об устройстве и особенностях, прочитав несколько статей - что при значительном звуковом объеме - пять октав, на арфе без педалей можно сыграть только одну гамму. Диатоника и хроматика за пределами моего понимания. Это нужно, чтобы объяснили, иллюстрируя действием и в интернете наверняка можно найти видео, но так далеко моя любознательность не простирается. Остановимся на том, что два космических по значению усовершенствования в устройстве инструмента произведены были Якобом Хохбрукером, приделавшим в 1720 к арфе семь педалей (до того повышение-понижение тона достигалось манипуляциями с крючками, крайне неудобными для исполнителя). И в 1810 Себастьяном Эрером, усовершенствовавшим механизм, сократив до двойной педали. Каковым устройством пользуются по сей день.

  На арфе играет Мери Крофорд в "Мэнсвилд Парке" Джейн Остин. Для того, чтобы привезти инструмент в дом священника, где гостит обворожительная брюнетка, потребовалось производить сложносочиненные маневры. Арфа громоздка и хрупка, обращения требует бережного и передвигаться может только в комфорте, а крестьяне не хотят дать повозку и лошадь в разгар сенокоса. Что за убогие люди! Но вот, не без помощи владельцев господского имения, прибывает и становится пыточным инструментом для бедной Фанни. Игра сирены чарует ее, но совершенно отнимает надежду на любовь Эдмунда - мисс Крофорд слишком хороша, чтоб и помыслить конкуренцию с ней.

  Еще одна молодая очаровательная женщина, играющая на арфе. "Жизнь Дэвида Копперфильда" Диккенса. Дэвид гостит у Стирфота. Компаньонка матери звездного мальчика Роза Дартл, особа привлекательная, когда бы не шрам, нанесенный жестоким избалованным мальчишкой, сыном покровительницы. Впрочем, давно. Демонстрирует язвительный остроумный скептицизм в отношении всего и вся, особливо Стирфорта. Но когда тот, умеющий улестить-очаровать и камень, уговаривает девушку спеть для Дэвида, ирландская баллада, такой неземной гармонией звучит, что чувствительный наш герой за нее одну готов влюбиться. Девушка аккомпанирует себе на арфе.

  И третья арфа, о которой невольно настойчиво думаю в последние дни. Датская баллада о двух сестрах в исполнении группы "Sorten mold". Слушаю в машине четвертый день, как выучусь петь - другую возьму. Песни и поговорки на изучаемом языке - это то, что врезается в память глубже всего и вспоминается первым, когда освежаешь его в памяти. Дмитрий Петров так говорит, а он в языках знает толк. Две дочери было у богатого отца, одна как молоко и кровь, другая как черная земля. И судьба им одного полюбить. Вот старшая позвала младшую купаться на морской берег, утопила, а сверху камнем прижала.

  Шли по берегу два музыканта, нашли белые косточки изолотые волосы, из костей арфу сделали, а волосы струнами натянули, да и принесли на подворье бонда. где свадьба старшей игралась. Только не величальную песню заиграла арфа - поведала о страшном злодействе: "Сестра взяла мою молодую жизнь, но муж не достанется ей. Нынче вечером пирует за свадебным столом, а завтра поутру гореть ей в огне. Никто не забудет меня, пока арфа играет" "Инген ска фогле май, нюр харфен бегиндер а сюн".

 
Tags: Диккенс, музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments