"Каждый, кто проникает, думает, что он проник первым, тогда как он всего лишь последний член в ряду предшествующих, пусть даже первый в ряду последующих, и каждый воображает, будто он первый, последний и один-единственный, тогда как он не первый, не последний, и не один-единственный в ряду, что начинается в бесконечности и продолжается в бесконечность"
Джэойс "Улисс"
Фраза из романа относится не к чтению интеллектуальной литературы. Отнюдь. Там все касается вещей плотных и плотских, и площадных - точно не утонченных. Обманутый в очередной раз муж, который сам не без греха, размышляет о природе отношений между мужчиной и женщиной, прежде чем нырнуть в постель под теплый уютный бок супружницы. Ах, ну что за балаган, право! Блум не Одиссей, Моллиган не Пенелопа и Стивен не Телемах. Ни разу!.
Улисс, он каким должен быть? Правильно, брутальным, истинным мачо, "сочетающим секс с холодком ЭВМ" Даром , что ли, любимец Афины? Богиня мудрости из зевсовой головы рожденная абы какого смертного покровительством не удостоит. Герой Трои, поджарый и мускулистый, прежде занятную штуку с лошадью придумал ("Бойтесь данайцев, дары приносящих"), переломив ход бесконечного противостояния; после странствовал четырнадцать лет по морям-по волнам. И все время оставался безусловным лидером своей команды. А напоследок перебил хренову тучу претендентов на благосклонность жены, заодно уж с ее служанками и корабли их пожег - гулять, так гулять
А вы мне Блума подсовываете. Толстун, "женственный мужчина", оппортунист и соглашатель, "сцы в глаза - все божья роса". Куда не пойдет - всюду не у дел, всерьез никто его не принимает, "кто в глаза ему смеется, кто скорее отвернется". Знает ведь, зна-ет, что жена изменит ему нынче в четыре пополудни со своим импресарио и ничего не делает, чтобы предотвратить. Там уличные мальчишки передразнивают его походку, в другом месте горлопан бросает в него жестянку из-под печенья, а псина мерзавца облаивает героя. Вот он строчит скабрезное письмецо любовнице по интер..., простите, по переписке; вот дрочит на пляже; вот обдумывает, как бы половчее подложить жену под случайного знакомого (коль она все равно слаба на передок, пусть хоть под присмотром и не без пользы). А эпизод в борделе вовсе за гранью.
Или Молли. Какая насмешка эта параллель с Пенелопой. Да она не просто слаба, у нее симптоматика, в просторечии именуемая бешенством матки. А в еще большем просторечии буквой "-ща". Чего у нее все там зудит? Она вообще о чем-то, кроме Этого способна думать? Или Телемах Стивен. Умница, не спорю и вообще классный. Но отчего мылся в последний раз в октябре, теперь середина июня, не забыли? И как-то вопиюще неправильно строит свою жизнь. Талантов море, вразумительного применения никакого.
А вы мне Блума подсовываете. Толстун, "женственный мужчина", оппортунист и соглашатель, "сцы в глаза - все божья роса". Куда не пойдет - всюду не у дел, всерьез никто его не принимает, "кто в глаза ему смеется, кто скорее отвернется". Знает ведь, зна-ет, что жена изменит ему нынче в четыре пополудни со своим импресарио и ничего не делает, чтобы предотвратить. Там уличные мальчишки передразнивают его походку, в другом месте горлопан бросает в него жестянку из-под печенья, а псина мерзавца облаивает героя. Вот он строчит скабрезное письмецо любовнице по интер..., простите, по переписке; вот дрочит на пляже; вот обдумывает, как бы половчее подложить жену под случайного знакомого (коль она все равно слаба на передок, пусть хоть под присмотром и не без пользы). А эпизод в борделе вовсе за гранью.
Или Молли. Какая насмешка эта параллель с Пенелопой. Да она не просто слаба, у нее симптоматика, в просторечии именуемая бешенством матки. А в еще большем просторечии буквой "-ща". Чего у нее все там зудит? Она вообще о чем-то, кроме Этого способна думать? Или Телемах Стивен. Умница, не спорю и вообще классный. Но отчего мылся в последний раз в октябре, теперь середина июня, не забыли? И как-то вопиюще неправильно строит свою жизнь. Талантов море, вразумительного применения никакого.
Тоже мне, "Одиссея". Вариант для бедных! Ой ли? Нет, деточка. Это вариант для очень богатых. Для сказочно богатых. Потому что позволить себе потратить время-силы-энергию на чтение такой книги можно только обладая определенным капиталом. В сравнение не идущим с тем, какой у абсолютного большинства читающих. Не имею в виду читателей дамских романов или книг о зоне. Не говорю и о поклонниках господина Акунина и Дины Рубиной, к числу которых принадлежу. Ни знакомство с мировой и отечественной классикой, ни любовь к Маркесу-Борхесу-Сарамаго (признанной элите интеллектуального чтения) гарантии понимания джойсова романа не дадут.
Он избыточен, как,...да как "Феррари". Ну есть у тебя много бабла, купи себе бэху, Лексус или Инфинити, нафига ж эта дура, да с низким ее клиренсом, на нашей дороге? Скоростей таких все равно не разовьешь, на которых она свое преимущество покажет. А страховка? А техобслуживание? А расходники? Или вмочится кто, на дорогах дураков полно, купи, а потом трясись за нее! Но кто-то же покупает? Тот, кто может себе позволить.
Так вот и с "Улиссом". Ты обозначаешь этим принадлежность к интеллектуальной элите. У тебя есть что-то, чего нет и не будет у абсолютного большинства. Наличие не делает тебя другим человеком, вообще ничего качественно не изменяет. Кроме того, что это есть у тебя и в случае необходимости или буде желание - можешь воспользоваться. И таки да - это Одиссея в главном, может быть смысле - обретения сокровища, странствуя в поисках которого где только не побывал и чего не повидал, у себя. В себе.