majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

О плененных птицах.

  Год заканчивается, хотя бы даже шестая его часть еще впереди была, оглядываешься назад, верная привычке создавать личные рейтинги впечатлений: книжных, кино-, событийных. Тройки-десятки, с непременным лидером - книгой года, фильмом года, встречей или событием и другими достойными. Много яркого  интересного, но среди фильмов явного лидера выделить не могу, а в книгах "Щегол" Тартт, которым завершала прошлый год и начинала нынешний, возвышается над всеми, как Джомолунгма.

Отчего так? Поди узнай, просто так есть. Дело ведь не в Пулитцере, которым наградили роман. Свежий пример - "Светила" Каттон, букеровский лауреат и такая чушь собачья (хотя бы даже клака книголюбского сайта разразилась сотней восторженных рецензий). И есть прилепинская "Обитель", лауреат "Большой книги", но не это делает подлинно великой, величие в ней, независимо от чинов и регалий. "Щегол" - потому что он целая Вселенная, в которой микрокосм специфического нью-йоркского мирка любителей антиквариата и Уже - глаза испуганного, потерянного, осиротевшего больного мальчишки отражают макрокосм большого мира.  Создав четкую картину и не исказив ни одной из возможных перспектив.

  Потому что подлинно великие книги подбирают золотой ключик к самым глубоко спрятанным тайникам твоего сердца, которые прячешь от самого себя, пугаясь того, что можешь там увидеть. И показывают: бояться нечего, ты прекрасен, какой есть. А если случилось в жизни так, так и так - значит нужно было пройти через это. Чтобы стать сильнее. Чтобы обрести целостность и не растерять ее уж после. Ну и еще потому что люди не властны над некоторыми событиями.

  И вот, вместо каморки под лестницей, наполненной свивающимися клубком змеями, у тебя светлая в золотом сиянии уютная комнат. В которой можешь отдохнуть и набраться сил для того, чтобы двигаться дальше. В которую можешь войти всегда, когда пожелаешь. Вкусный ужин и прохладное питье и мягкая постель ждут тебя там.

  А почему, все-таки "Щегол"? Да картина Фабрициуса, невольно похищенная мальчиком из музея стала сюжетообразующей деталью, но есть ведь что-то еще, более глубинное, что заставило писательницу вынести в заглавие романа название картины? Есть. Маленький щегол, обманчиво свободный на своей жердочке, не обрамленной прутьями клетки - все пленник. Как в плену картина, служащая залогом в манипуляциях наркодельцов. Как в плену маленький ее похититель. Множественном: у людей и обстоятельств, сопутствующих сиротству, вначале; пристрастия глушить боль наркотиками после; чувства вины - той самой змеиной каморы - все время.

  В английской литературе богатая метафорическая традиция связана с плененными птицами. "Сентиментальное путешествие" Лоренса Стерна с жалобой скворца. После у Джейн Остен в "Мэнсфилд-Парке" множественные упоминания этого фрагмента и отсылки к положению героини. "Холодный дом" Диккенса и птички в клетках у мисс Флайт с говорящими именами "Юность", "Радость", "Счастье". Тартт мастерски продолжает традицию, расширяя метафору до пределов невероятных, превращая в каплю, отражающую океан. И оставляет мне золотой ключик от комнаты, в которой пустая жердочка да расклепанная цепь.
Tags: англоязычная литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments