majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Category:

"Зеркало для героя"

  Скажи при ком-нибудь "повторяющийся день" и в ответ услышишь: "А, "День сурка", в девяти из десяти случаев. Почему-то из всего, снятого об этом временном парадоксе, самый узнаваемый он. А потом с периферии сознания всплывет наше "Зеркало для героя". И думаешь: "Ну, это вторично" Ошибаясь, потому что "Зеркало" в 87-м снято, а "Сурок" в 93-м. Конечно, никаких мыслей о плагиате, сюжетный прием фантастической литературы, которым в равной степени успешно воспользовались создатели обоих фильмов. И еще трех дюжин (по большей, кроме "Лолы", части - менее успешно). О чем говорить, безумное чаепитие кэрроловской "Алисы"  - фактически временная петля: "Вот, а с нами оно (время) поссорилось и теперь у нас все время пять часов. И все время пора пить чай."

Скажи: "В этом фильме он попадает в прошлое и встречает своих молодых родителей". И все откликнутся: "Назад в будущее". И снова будут правы. Мое поколение видело фильмы этой серии раз по восемь, не меньше,  как нынешнее - эпопею о Гарри Поттере. Случилось на днях посмотреть фильм "Овечка Долли была злая и рано умерла", наш. Не закончила, выключила. Активно не понравился сусальным золотом, которым покрывал советское прошлое двадцатилетней давности. Время то помню и сладкой ностальгии по нему не испытываю. На том остановлюсь. Не хочется ругать: "прежде, чем критиковать, сделай свое и пусть оно будет лучше" - если бы этим нехитрым принципом люди руководствовались активнее, стольких проблем можно было бы избежать.

  Однако есть, за что быть фильму благодарной. По контрастной ассоциации захотелось увидеть хорошее кино о героях, попадающих в советское прошлое - да вот же, "Зеркало для героя". О котором только и помнилось, что "Наутилус" там пел, занятно, пик популярности группы пришелся на следующий год. В 87-м, когда снимался фильм, это были мало кому, за пределами музыкальной тусовки, известные ребята. Именно так и могло быть, группа, которая взорвала пространство шестой части суши годом спустя, выступала в заштатном районном ДК.

  Включаю. И долгая говорильня в начале. И все по делу, все правильно, но мы же за прошедшие со времени его выхода на экран двадцать восемь лет избаловались до невозможности - нам динамику подавай, действие, спецэффекты, компьютерную графику. Да и сам конфликт отцов и детей не кажется таким уж актуальным. После были лихие 90-е с бандитскими войнами и тотальным обнищанием и коренным сломом всего, составлявшего суть жизненного уклада. А потом нулевые и таким далеким все, бывшее с нами "до" стало казаться. Почти как "до исторического материализма" Остапа.

  Но он уже входит в тебя исподволь своей неспешностью и ненужными, неактуальными нынче разговорами. А потом концерт, куда случайными зрителями заносит неподходящих возрастом героев. И съемки фильма об ограблении инкассаторов, произошедшем на этом месте почти сорок лет назад. И ты, зритель, очарован уже совершенно этим правдивым до мельчайших деталей ретро (двойным для тебя, нынешнего). И вдруг, все - полстолетья уносит в воронку.

  Магия кино приближает картинку, конечно - дистанция остается, никто ее не отменит, это не "твой", не "про тебя" фильм. Отдельный, про то, как было в детстве твоих родителей. Про то, как было в этой стране всегда. Я так сейчас не потому, что родину не люблю, а потому что, ну было же. И "Уголек стране сейчас нужен, а если через тридцать лет завалит - другие большевики перед партией ответят!" (поди ж ты, чуть было с большой буквы партию не написала. Вот и думай после этого, насколько глубоко в нас генетический страх, если три десятка лет спустя рука сама к шифту потянулась. А насколько глубоко крепостное право?).

  Или вот немцы пленные. Эпизод, в котором их везут на работы через дежурные раздрай и разруху шахтерского городка с воскресной пьянкой, покосившимися заборами, мимо скверно одетых, покалеченных войной людей и хорал пилигримов из "Тангейзера" в ответ на подначки. И ощущение рухнувшего на тебя знания - они и теперь в более выигрышном положении: чистенькие, опрятные, на машинах работать едут, а мы как черти в забой, который страшнее ада. И все же люди. Отталкивающие и прекрасные, жившие и выжившие под прессом, не понимая, насколько сильно жмет. Хотят хорошую, настоящую песню о войне. Хотят дать стране угля. И стойку шахтную прут на растопку: "Живем, как мураши. Нас засыплет, а мы откопаемся и снова. Как мураши" (удивленно). И хотят счастья.

  Не знаю, кем была бы, случись оказаться в тех условиях. Нравится Андрей, но вполне могла повести себя как Сергей, большей частью омерзительный. Кто ж о себе скажет наверняка, пока не попробует. А фильм гениальный.
Tags: культовое кино
Subscribe

  • "Медведь и Соловей" Кэтрин Арден

    Морозко Богат я, казны не считаю, А все не скудеет добро Я царство мое убираю В алмазы, жемчуг, серебро. Некрасов От настороженного…

  • "Что-то не так в городе Идеал" Хелена Дагган

    Не Степфорд, хотя очень близко Где розовые очки? Моя ракета, где ты? Мое кривое счастье. Времена, когда упоминание ирландской литературы…

  • "Икабог" Джоан Роулинг

    Бог отверженных – Поймите, нельзя обижать икабогов! – Люди молчали и внимательно слушали. – Если их обижать, каждое…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments