majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Category:

Герр Маннелиг.

  Эта кочующая деталь с поцелуем любви, который должен вернуть истинный физический или духовный облик, пробудить от наведенного заклятием сна, а то и вовсе оживить реципиента. Последние лет двадцать она казалась мне эвфемизмом для сексуального акта. Даже не с целью адаптировать сказки к детскому чтению или сделать более приемлемыми с точки зрения официальной морали (всегда, даже в пору разнузданных сексуальных революций, тяготевшей к утрированно пуританскому взгляду на вещи). Сакральность, ее соблюдение (блюсти - "сберегать, охранять") от профанного взгляда.

Ну, то есть, несколько большая степень близости и взаимного проникновения, чем бывает при поцелуе. И что? Панацея для снятия заклятия? Теперь так не думаю. Там, где секс редкость и штучный товар и запретный плод, обладающий запредельной степенью сладости - да. В патриархальном обществе с фиксированно-родовым укладом, где право наследования кровными родственниками было залогом выживания рода. А любые вольности, в которых замечены не состоящие в законном браке члены общины влекли общественное порицание в диапазоне от обмазывания ворот дегтем до побития камнями до смерти.

  Так вот, в тех обстоятельствах - пожалуй что имело самое то значение. Но нынче несколько иначе, не находите? Жизнь в Большом Городе, где всем нам так нужно немного тепла, но совершенно не хочется обременять себя проблемами другого человека вдобавок к собственным. Сближение в баре или клубе, спонтанное совокупление, расставание без сожалений и все вместе под девизом: "Постель - не повод для знакомства". Ну, я то исключительно по фильмам и книгам об этом знаю, прошу зафиксировать в Протоколе. И где в таких условиях место сакральному, магии, колдовству?

  И, да, была еще одна вещь, которая не вписывалась в концепцию изначально. Помните, дочь короля троллей из ибсенова "Пер Гюнта"? Парень - бабник и балабол, каких свет не видывал, напомню. Легко соблазняет невесту, унося под мышкой, как порося, с собственной свадьбы. Натешившись, отправляет восвояси, потом три пастушки, уж не знаю, насколько им было хорошо вместе. А после - после Дама в Зеленом.  На ней Пер женится по тролльему обычаю и целует - полагаю и уж точно спит с новообретенной женушкой. Откуда-то же после появился маленький тролленыш, порывавшийся прирезать папашу. А она, троллиха, все таскалась за сбежавшим мужем, все говорила о том, как славно они заживут вместе, нужно только, чтобы он полюбил ее.

  Признаться, не сумев тогда понять, отодвинула ситуацию, приписав безудержной фантазии Ибсена. Это так и осталось бы забавным невразумительным казусом, если бы не "Герр Маннелиг" -  средневековая баллада, неразберипоймешь на каком языке, корни там общие и язык распространен был по всему скандинавскому полуострову, лишь впоследствии расколовшись на шведский и норвежский (впрочем, легко понимаемые на слух носителями; а вот датский им только читать легко, фонетика очень отличается).

  Сюжет простой: дева-тролль влюбляется в рыцаря и просит полюбить ее, взамен предлагая неисчислимые богатства (в придачу к белому телу, надо думать). Потому что - внимание: согласно скандинавским поверьям, если человек полюбит создание тонкого мира, это существо может обрести душу. Поняли теперь смысл заклятия андерсеновой Русалочки? Душа была конечной целью, любовь - средством и героиня в финале обретает душу. Другим способом, не тем, который полагала единственно возможным поначалу. Однако, к тролльей деве. Ничего у нее не вышло. Гер Маннелиг оказался добрым христианином и отказался любить девицу сомнительных религиозных убеждений (а ты колхозница, тебя любить нельзя).

  И все-таки с заклятием я раобралась. Любовь - вот ключ. Не поцелуй и не секс.

Bergatrollet ut på dörren sprang
Hon rister och jämrar sig svåra
Hade jag fått den fager ungersven
Så hade jag mistat min plåga

Herr Mannelig herr Mannelig trolofven i mig
För det jag bjuder så gerna
I kunnen väl svara endast ja eller nej
Om i viljen eller ej




  
Tags: сказки, шведская литература
Subscribe

  • Текстоцентрическое

    Текстоцентрическое Река эта – сплошной обман? Мнимая красота, скрывающая беспримерное уродство? Или, наоборот, – одна только правда? Чистая,…

  • iodb.ru

    iodb.ru Posted by Майя Ставитская on 7 июн 2018, 09:40

  • Майя Ставитская с Шамилем Идиатуллиным.

    Майя Ставитская с Шамилем Идиатуллиным. Posted by Майя Ставитская on 18 май 2018, 11:57

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments