Да что ж это такое? Это о реальных, что ли, людях? Подождите, имеются в виду Роберт Шуман и Клара Вик? Нет, до вчерашнего дня только имя композитора знала, произведений его слушать не довелось. Не сильна в классической музыке. Так, набор популярного, что знают все: "Полонез" Огинского, "К Элизе" Бетховена, "Турецкий марш" Моцарта, "Лебединное" Чайковского, "Болеро" Равеля. Ну и еще с дюжину так же растиражированных произведений, в число которых шумановы не входят. От соблазна объявить себя любителем и тем более - знатоком, получила мощную прививку лет четырнадцати, поговорив со старшей сестрой. Она занималась музыкой серьезно, оканчивала музыкальную одиннадцатилетку (общегражданское образование было тогда 10-летним, если кто забыл) и готовилась поступать в консерваторию.
Имела неосторожность сказать Зухре, что люблю Баха (мысля Токкату и фугу ре минор, кроме которой большинство, похваляющихся любовью, и не знают ничего)
- И много ты его слушала?
- Ну, вот это: Та-да-дам. Та-да-да-да-да-дам!
- Вот так и все дилетанты. Услышат классическую попсу и думают, что имеют представление о композиторе. Хоралы Баха нудные. И вообще тяжеловато его слушать.
Поверила тогда на слово, проверять не попыталась. Сейчас времена другие, по клику мышкой играет фоном, пока пишу. И правда, не в восторге. Что до Шумана, ничего, кроме имени. Ну еще, что романтик.
Я не знала о психическом заболевании композитора и о его самоотверженной талантливой жене, популярность которой как концертирующей пианистки, не радовала великого человека. Хотя именно она большую часть времени служила основой семейного бюджета. И страшная судьба ее, как матери: дети умирают во младенчестве, наследуют психический недуг отца, попросту слабоумны или так слабы здоровьем, что постоянно нужен специальный уход. И на все деньги-деньги-деньги, а взять негде.
Не верю, что возможна ситуация, описанная в пьесе, склонна полагать ее порнографической и утрированной до последней степени. Но думаю, что необходимость подстраиваться к капризам и настроениям меценатов часто сопровождает жизнь людей искусства. Парадоксально, но это заставляет радоваться, что не дал Бог выраженного таланта в какой-то из областей творчества. Человек, знаете, так занятно устроен, что если он есть, стремится заниматься только тем, что позволяет развивать и раскрывать, и применять дар. И никто никогда не скажет: а вот освою-ка я в придачу к живописи (музыке, литературе - выберите нужное) еще ремесло финансового аналитика. Зубопротезиста, как вариант.
Эльфрида Елинек на этом поприще преуспела, сумев сделать ремесло, которое освоила, когда схлопнулась возможность музыкальной карьеры, доходным. Угу, да, ремесло. Четко попавшее в ожидания общественного бессознательного: в чем только мы не винили своих матерей последние пол-века. И мужчины - эти скоты, которые норовят сдуть пыльцу невинности с нежного цветка, а после использовать его в качестве ершика для унитаза. И "музыкальное многоголосие в романах и драмах, разоблачающее абсурдность и принуждающую власть социальных клише". А где не хватит, можно порнухой добить, вы какую предпочитаете: однополую, педо, геронтофилию? Их есть у меня.
Какому только дерьмищу нобеля не присуждают, подумала. Потом решила, что "Пианистку" имеет таки смысл прочесть и фильм с Изабель Юппер посмотреть. Что до Клары, что ж, теперь я знаю - была на свете эта замечательная умная, яркая, многообразно одаренная женщина. И знаю, что кроме Шумана, совершенно не ценившего жену, был в ее жизни Брамс. Который боготворил. А Брамса, Брамса я люблю и слушала много, не только "Венгерские танцы".