Ну да, у них была война за отмену рабства (та, которую мы знаем как Гражданскую и войну между Промышленным Севером и Рабовладельческим Югом). Да, отменили. Да, в северных штатах и отношение к неграм было всегда куда лояльнее, чем в традиционно рабовладельческих южных. Так их ведь и меньше там, на севере. Вайоминг, Айдахо, Вермонт или Кентукки - процентное соотношение как один к девяти с абсолютным преимуществом белых. А в Мэриленде, Джорджии, Луизиане или в штате Миссисипи, о котором в фильме речь - как два к одному. Почувствуйте разницу. В том смысле, что легко отвлеченно любить чернокожее население, когда живешь в городе, где НИ ОДНОГО негра за двадцать один год не встретил. И куда труднее, перманентно соседствуя ("От соседей ни доброго ветра , ни доброй жены" - португальская пословица об Испани).
Любой нормальный человек, думаю, должен быть против рабства. И мы росли на "Хижине дяди Тома", "Приключениях Гекльбери Финна", страстно его ненавидя. А потом прочли "Унесенных ветром" и задумались: а так ли уж все однозначно? И встряхнули головой: что же делать, лес рубят - щепки летят, любые перемены к лучшему проходят через слом старого. Кого-то погребет под обломками, к этому нужно отнестись, как к данности. И вроде, закрыть бы тему: было, это было плохим, но теперь все переменилось и хватит уже об этом...
Но видно не хватит. Потому что приходит в третьем уже тысячелетии "Кати в Америке" Астрид Линдгрен и это совсем не Карлсон. И хватаешь ртом воздух, пытаясь осмыслить американский расистский Юг в благополучные 20-е XX, увиденный глазами симпатичной молодой шведки. И не можешь осмыслить - это за гранью, такое скотское отношение к людям. А потом, не основной, скользящей по периферии линией, Ида Рью из "Маленького друга" Тартт. Но на то Тартт и гений, чтобы не выписывая подробно, не выпячивая, создать живого человека. То есть - абсолютно живого. С достоинствами и недостатками, о котором понимаешь - как есть, все равно неправильно.
Полагаю, Кэтрин Стоккет - далеко не гений. И, в отличие от героини своей, маленькой отважной Скиттер, делиться гонораром с теми, образы кого использовала для написания книги, не собралась. Да-да, там была курьезная история с проигранным прислугой брата писательницы судебным процессом. Та, мерзавка черномазая, набралась наглости утверждать, что именно ее образ использован был в романе, ставшем супербестселлером. Мы ужо объясним ей, что место ее возле... ну вы поняли, в отдельном туалете. Но тема постучалась, книга получилась проникновенной и стильной.
А фильм невероятно хорош. И некоторая склонность к перегибам не портит его: если героиня хорошая, то непременно сочувствует чернокожим, аболиционистка. А все плохиши не сочувствуют, вот пусть и жрут по два куска пирога (LOL!). И штампы здешние - всего лишь отображение заветных чаяний общественного бессознательного: хотим красавиц-южанок в юбках колоколом а-ля Степфордские жены и в большом количестве (все по-прежнему, без ума от Люси). И мне очень нравится Эмма Стоун. Рекомендую.