Но в педагогике Нина Злаудуновна была ни в зуб ногой, что уж там. Выучила для блезиру фамилии Макаренко, Сухомлинский и Ян Амос Каменский, затвердила последовательность: "знания, умения, навыки" и на этой утлой лодчонке пустилась в плавание по бурному морю преподавания великой науки учить других. Нет. этот вопрос от нее исходить не мог. То была Ольга Эммануиловна, приглашенный педагог, читавшая введение в научный атеизм (да-да) и обществознание. Та была умничка. Потрясающе талантливая, эрудированная, остроумная, яркая. Теперь уже давно в Израиле. Самое живое, сверкающее воспоминание о моих четырех годах в училище.
И как-то на занятии (язык не повернется назвать то, что делала она, уроком - среднее между лекцией и семинаром) задала вопрос: в чем цель школы. И было много ответов. От "воспитания подрастающего поколения в соответствие с моральным кодексом строителей коммунизма" до "научить читать-писать-считать". И она кивала слегка, но всякий раз говорила: "Это не то. И это не то". тогда меня и осенило. Что странно, вообще-то тугодум, как все Тельцы. Просто совершенно ясна стала пресловутая цель, ответила: "Воспитание членов общества, отвечающих целям и задачам государства". То был правильный ответ.
Я, правда, сама додумалась, до сих пор горжусь. Тебе могут сколько угодно объяснять о разумном, добром, вечном или о пыльных тропинках далеких планет, на которых потребно оставить следы или о подготовке творчески и всесторонне развитого индивидуума, способного решать непростые задачи, что ставит перед человечеством современность. На деле суть и смысл школы - выращивание винтиков для успешного функционирования государственной машины. Пчелы-работницы, муравьи-солдаты, трутни (да и трутни), элита. Всем сестрам по серьгам, каждому - свое местечко и колеса крутятся, зубчатые валы вращаются, машина функционирует.
Та, что была советсткой школой в том, что было советским государством, прогнила насквозь вместе с конструкцией, которую призвана была обслуживать. Печально, но факт. У нас дифференцирование было значительным в конце семидесятых - начале восьмидесятых, сколько понимаю. То есть, всегда ведь есть школы получше и похуже уровнем преподавания, к концу советского времени "спец" языковые были кузницей элитных кадров, "спец" спортивные ковали олимпийский резерв и крученых, хотя не блещущих интеллектом, ребят на вспомогательные роли к элите, а остальные - быдло.
Просто очень много было школ третьего вида. какой-то важный баланс нарушился к тому времени. Советский Союз, никакой безработицы и нехватки кадров, а в школе нашей процентов тридцати предметников не хватало.И "окон" к старшим классам чуть не треть от общего количества занятий было. Те же, что проводились, качества из рук вон плохого. Старая гвардия, предметники, начинавшие в 50-х, не выдерживали нагрузки, уходили на пенсию. Даже те из них, кто сопротивлялся. На смену приходили вчерашние выпускники педов, большей частью убогие и затаптывали в учениках искры интереса к предмету, которые успели затеплить опытные педагоги.
Да, я знаю эту кухню и имею представление, почему именно так. Если ты заканчиваешь хорошо и если позаботился обзавестись поддержкой, в убогую школу, вроде той, в которой училась, тебя не распределят. Сама после училища должна была пойти с нового учебного года в одну из лучших городских гимназий - да, постаралась. Не пришлось работать, поступила в институт, но сейчас не об этом. Необходимость идти в свою, восприняла бы как фиаско. А у нас далеко не худшая в районе была. Так, серая середина. В Малой Станице школы сплошь кадры для зоны ковали. И это в столице союзной республики.
Могу представить, что в провинциях было. Так вот, к чему все это сейчас. Я имею возможность сравнить и уверяю вас, сколько бы ни критиковали власть, теперешнее государство реально нуждается в интеллекте. Старший у меня давно закончил школу, теперь уже и универ позади, младшая в выпускном классе. Я чувствую разницу. Аллилуйя.