majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

О школе.

  Уже в педучилище было, на педагогике?  Нет, там вопросов, стимулирующих работу мысли, по определению задаваться не могло. Педагогику вела у нас родственница директора, по специальности - музработник и нам она преподавала еще фортепиано индивидуально, и была классным руководителем нашей группы (не куратором, именно классной). Восхитительная во всех отношениях, женственная, заботливая - все четыре года в зубах нас несла, со всеми  взбрыками трех десятков взрослеющих девиц (четверо к выпуску мамами стали) справлялась; свозила в Севастополь и Минск; выбила всем девочкам повышенную стипендию за хор, мы музыкальной группой были; благодаря ей, умею подобрать и сыграть на фоно понравившуюся мелодию даже двумя руками.

Но в педагогике Нина Злаудуновна была ни в зуб ногой, что уж там. Выучила для блезиру фамилии Макаренко, Сухомлинский и Ян Амос Каменский, затвердила последовательность: "знания, умения, навыки" и на этой утлой лодчонке пустилась в плавание по бурному морю преподавания великой науки учить других. Нет. этот вопрос от нее исходить не мог. То была Ольга Эммануиловна, приглашенный педагог, читавшая введение в научный атеизм (да-да) и обществознание. Та была умничка. Потрясающе талантливая, эрудированная, остроумная, яркая. Теперь уже давно в Израиле. Самое живое, сверкающее воспоминание о моих четырех годах в училище.

  И как-то на занятии (язык не повернется назвать то, что делала она, уроком - среднее между лекцией и семинаром) задала вопрос: в чем цель школы. И было много ответов. От "воспитания подрастающего поколения в соответствие с моральным кодексом строителей коммунизма" до "научить читать-писать-считать". И она кивала слегка, но всякий раз говорила: "Это не то. И это не то". тогда меня и осенило. Что странно, вообще-то тугодум, как все Тельцы. Просто совершенно ясна стала пресловутая цель, ответила: "Воспитание членов общества, отвечающих целям и задачам государства". То был правильный ответ.

  Я, правда, сама додумалась, до сих пор горжусь. Тебе могут сколько угодно объяснять о разумном, добром, вечном или о пыльных тропинках далеких планет, на которых потребно оставить следы или о подготовке творчески и всесторонне развитого индивидуума, способного решать непростые задачи, что ставит перед человечеством современность. На деле суть и смысл школы - выращивание винтиков для успешного функционирования государственной машины. Пчелы-работницы, муравьи-солдаты, трутни (да и трутни), элита. Всем сестрам по серьгам, каждому - свое местечко и колеса крутятся, зубчатые валы вращаются, машина функционирует.

  Та, что была советсткой школой в том, что было советским государством, прогнила насквозь вместе с конструкцией, которую призвана была обслуживать. Печально, но факт. У нас дифференцирование было значительным в конце семидесятых - начале восьмидесятых, сколько понимаю. То есть, всегда ведь есть школы получше и похуже уровнем преподавания, к концу советского времени "спец" языковые были кузницей элитных кадров, "спец" спортивные ковали олимпийский резерв и крученых, хотя не блещущих интеллектом, ребят на вспомогательные роли к элите, а остальные - быдло.

  Просто очень много было школ третьего вида. какой-то важный баланс нарушился к тому времени. Советский Союз, никакой безработицы и нехватки кадров, а в школе нашей процентов тридцати предметников не хватало.И "окон" к старшим классам чуть не треть от общего количества занятий было. Те же, что проводились, качества из рук вон плохого. Старая гвардия, предметники, начинавшие в 50-х, не выдерживали нагрузки, уходили на пенсию. Даже те из них, кто сопротивлялся. На смену приходили вчерашние выпускники педов, большей частью убогие и затаптывали в учениках искры интереса к предмету, которые успели затеплить опытные педагоги.

  Да, я знаю эту кухню и имею представление, почему именно так. Если ты заканчиваешь хорошо и если позаботился обзавестись поддержкой, в убогую школу, вроде той, в которой училась, тебя не распределят. Сама после училища должна была пойти с нового учебного года в одну из лучших городских гимназий - да, постаралась. Не пришлось работать, поступила в институт, но сейчас не об этом. Необходимость идти в свою, восприняла бы как фиаско. А у нас далеко не худшая в районе была. Так, серая середина. В Малой Станице школы сплошь кадры для зоны ковали. И это в столице союзной республики.

  Могу представить, что в провинциях было. Так вот, к чему все это сейчас. Я имею возможность сравнить и уверяю вас, сколько бы ни критиковали власть, теперешнее государство реально нуждается в интеллекте. Старший у меня давно закончил школу, теперь уже и универ позади, младшая в выпускном классе. Я чувствую разницу. Аллилуйя. 
Tags: рутина
Subscribe

  • Литературный троллейбус.

    Я видела этот троллейбус на городских улицах с прошлой весны и все хотела рассмотреть подробно, да не получалось. На одном только перекрестке по…

  • О навигаторе, Сызрани и "Вахтерах".

    Почему вещи ломаются? Поди разбери. А почему в определенное время ломается все подряд? Да какая разница, просто потому что нужно взять и…

  • О семейном.

    В наших жилах кровь, а не водица. Маяковский. - Мам, можешь сказать, как твою бабушку и дедушку звали? У нас задание - построить родословное…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments