majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Category:

"Малыш" Фильм Алехандро Гомеса Монтеверде.

  В обед еще не знаешь о существовании на свете режиссера и вообще ничего - о снятом им фильме, да рекомендует, кто плохого не советовал, трейлер кажется хорош, отчего нет? И к вчеру смотришь. Испытывая двойственные чувства. Потому что он красив и в нем есть история (пренебрежением историями в современном структуралистском искусстве ты недавно сокрушалась) и нежный флер ретро и актриса, которую любишь. Но похоже, это миллион первый в твоей жизни фильм о преодолении обстоятельств и селфмейдчалде и о настоящей мужской дружбе и бла-бла-бла. Хотя, он не раздражает, пусть идет.

   А потом тебя стукает. На самом деле ощущение именно то, легкого неболезненного, но чувствительного удара по затылку: да сколько ж можно терпеть эту внутреннюю вилку между априорным знанием, что во Второй Мировой мы одни мир спасали и огромным количеством американских книг и фильмов, из которых следует - они тоже еще как участвовали. Поясню, в глубине души живет убеждение, что на фронт попало человек четыреста (не передергиваю сейчас, именно такое, не могущее быть истинным, но абсурдно живучее) благородно-дураковатых добровольцев из Североамериканских Штатов, которым захотелось романтики. И чтоб девок кадрить.

То есть, у нас мели всех и освобождение от воинской службы получить было почти как верблюду пройти сквозь игольное ушко, а кроме комсомольцев-добровольцев, которые "нужно верить любить беззаветно" в первые дни войны ушли твои дед с дядькой, о них бабушка спустя месяц получила извещения, как о пропавших без вести - может эшелон разбомбили по дороге на фронт. "Был человек и человека нет" и никакой возможности ничего узнать о судьбе погибших все следующие годы. И ни-ка-ких сведений ни на одном из сайтов в захлебывающейся патетикой Великого Подвига и никтонезабытничтонезабыто современности. Родина перемолола стальными челюстями судьбу твоей семьи и доброго слова не сказала ни одному из осиротевших детей, ни тетке, пятерых одной поднимать вынужденной. А надо было добраться до театра военных действий, что ж вы так безответственно, Петр Григорьич, Алексей Петрович?

  Мы воевали, это на нашу страну враг напал. И не стоит сейчас вдаваться в подробности бездарных действий руководства накануне войны, начиная с укрепрайонов, заканчивая катастрофическим сосредоточением львиной доли военной авиации для профилактики и ремонта на разбомбленных в первые же дни аэродромах. И обезглавленным репрессиями командным составом. И пренебрежением донесениями разведки. И ослинно упрямым нежеланием замечать очевидного. Но Америка каким боком? От театра военных действий океаном отделена, да, был у них Перл-Харбор и была Япония, но отчего так много хороших книг и фильмов американских о Второй Мировой? Всю литературу второй половины XX века войной как плугом, кровавую борозду оставляющим, распахало.

 И ты не можешь не верить Воннегуту, Ирвину Шоу и Джону Ирвину, и Стайрону, и Фолкнеру, и многим другим, кого бесконечно уважаешь, кто рассказывает о судьбах людей, прошедших эту войну. Почему и как они там оказались? Почему уходит на фронт папа мальчика из фильма, который сейчас смотришь. Он не ушибленный головой о военную романтику герой-доброволец. Он говорит, что должен. Итак, факты: в октябре 1940 Конгресс, в связи с обострившейся мировой политической обстановкой и военной угрозой, принял закон о выборочной подготовке к службе The Burke-Wadsworth Act, согласно которому все лица мужского пола 21-35 лет подлежали обязательной регистрации в качестве военнообязанных и должны были участвовать в лотерейном отборе на службу в войска. После вступления в войну верхний ценз отодвинулся до 65 лет.

  Закон предусматривал жесткие меры по отношению к уклонистам. В отличие от периода Первой Мировой, когда отказ от призыва рассматривался как административное правонарушение, новый квалифицировал как уголовное преступление и грозил тюремным заключением на срок до пяти лет. Там была сложная отборочная система с двойной рэндомизацией, о которой долго рассказывать и не нужно это здесь. Важно другое - не пойти нельзя было. После 42-го лотерейная система была отменена и страна перешла к массовым призывам в армию. С этого же периода, чтобы не лишать рабочих рук хозяйство и промышленность, осуществлялась система "oldest first", согласно которой приоритетному призыву подлежали военнообязанные старшей возрастной группы.

  В годы Второй Мировой войны в США было призвано более десяти миллионов человек. О фильме. Он очень хорош. Разумеется, не без "поверь, что можешь сделать это", не без " прекрати равнять себя с землей, равняй себя с небом". Но есть и настоящая дружба, вырастающая из ненависти, непонимания и ксенофобии. Есть моральная дилемма: ты веришь, что сотворил акт возмездия и гордишься собой (хотя бы даже в действительности имел к нему то же отношение, что бабочка, машущая крыльями над просторами Атлантики к урагану на Филиппинах). Но то страшное, что приписываешь отчасти себе, именно оно могло убить самое дорогое, что есть у тебя. Самый смысл твоего существования.

  Хороший добрый светлый фильм. Просто о сложном и добро торжествует, а Бог любит нас, несмотря ни на что. Рекомендую.

  
Tags: кино
Subscribe

  • "Рэкетир" Джон Гришэм

    Переиграть систему на ее поле Мотоциклов рокот. Городок над речкой. Из сберкассы вкладчика ведут взашей. Милицейский рэкет, милицейский рэкет…

  • "Писатели & Любовники" Лили Кинг

    Амперсанд Одно-единственное постоянное и верное в моей жизни – роман, который я писала. Это мой дом, место, куда я всегда могу удалиться.…

  • "Непосредственный человек" Ричард Руссо

    Посредственный человек – Нет ничего таинственного в женских желаниях. Они хотят всего. В точности как мы. Интереснее другое: чем они…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments