Я грокнул людей. Я — один из них… поэтому теперь я могу объяснить это на языке людей. Я понял, почему люди смеются. Они смеются, когда им больно… потому что это единственный способ унять боль.
Интересно, какой уровень интеллекта, общей эрудированности и более узкого ее ответвления, которое - знание истории религий; какой - читательской подготовленности и незашоренности мышления, со-творчества автору должен иметь читатель, чтобы грокнуть эту книгу во всей полноте? Полагаю - высокий. Получилось у меня? Полагаю - не вполне, но максимально близко. Есть резон порадоваться за себя. Потому что это - непростая книга. И речь сейчас не об объеме, значительно превышающем привычные три сотни страниц (это после цензурных сокращений, выбросивших из романа четверть). И не о сложностях интегрирования в стиль и язык - Хайнлайн беллетрист от Бога со способностью говорить о сложных вещах доступно и понятно, сопоставимой с,... да хоть вот акунинской.
О стиле: живое, яркое, образное изложение событий, никакой путаницы с ретроспекциями и потоком сознания, действие книги линейно, перемежается большим количеством диалогов, динамичных и остроумных. Что способствует читательскому комфорту, если не верите Алисе ("Она заглянула в книгу, но там не было ни картинок, ни разговоров") попробуйте читать нобелианта Сарамаго со сплошными, без абзацев и отточий монолитными блоками, где даже диалоги внутри плотного потока. Вот где ужас, летящий на крыльях ночи, но здесь не то. Обаятельные, сильные красивые смышленые герои, с которыми легко ассоциируешь себя. Кому как, мне это важно. Думаю - не чуждо любому нормальному человеку, берущему в руки книгу по любви к чтению, а не из желания разъять ее на прозекторском столе критического анализа.
История космического Маугли, воспитанного чуждой расой. Но это на поверхности, самый неглубокий из слоев. Глубже другое, блудный сын, вернувшийся в дом, который его домом никогда и не был и сумевший стать плотью от плоти этого дома. В финале отдав ему свою плоть буквально. Еще глубже - Мессия, пришедший для искупления грехов человеческих, со смиренной готовностью принимающий мученическую смерть под их бременем. И еще глубже - Прометей, принесший людям огонь. Есть еще и еще, и еще более глубокие слои, на которые малого моего разумения не довольно. Но есть - не сомневаюсь.
А есть те, что вверх. Обогащенная новым знанием и концепцией ноосферы эволюционная теория со стремлением человечества к единению на основе зарождающегося планетного Духа, о которых говорили Даниил Андреев и Тейяр де Шарден. Вовсе не противоречащая нобелевскому открытию Пригожина, коего суть - смена энтропии самоорганизацией в сложных открытых системах с большим количеством членов. И не вступающие в противоречие с астрологической концепцией Эры Водолея, идущей на смену эпохе Рыб и несущей внутри себя совершенно иную, отличную от бывшей когда-нибудь прежде, парадигму.
Чего наговорила тут, сама то хоть поняла? Я понимаю хорошо. Жаль, объяснить с той степенью доступности, какая была в распоряжении Роберта Хайнлайна, не умею. На то он и талантливейший из писателей XX в. В двух словах попытаюсь все же. Мы проживаем сейчас переходный период от астрологической эпохи Рыб, внутри которой существовали последние две тысячи лет к новой - эре Водолея. Продлится она примерно столько же и пресловутое "время перемен", соответственно, растянется на век-полтора. Сейчас примерно конец первой трети. Уже есть прообраз коллективного разума со множественными нарождающимися рычагами влияния на ход событий и большей, в сравнении с общесоциальной, степенью комплиментарности участников в отношении тех, кого воспринимают членами своей общности.
Нет сколько-нибудь четкого понимания направления движения, нет пока согласованности между его участниками, нет единства в расстановке приоритетов. Что ж, дело наживное. Есть умение ориентироваться и скользить в каузальном, событийном потоке в оптимальном режиме, частью выстраивая обстоятельства желательным для себя образом, частью безболезненно и с большой степенью гибкости подстраиваясь к ним. С превосходящей уровень не вовлеченного большинства, виртуозностью. Потому что следует различать юзеров, которые (за редкими возрастными или географическими исключениями) нынче все человечество и со-участников творческого процесса.
Учеба, работа, коллективное творчество, очень редко напрямую оплачиваемое непосредственно из этого источника, но дающее множественное и четкое интуитивное знание правильного способа действий, сообразно меняющейся ситуации. Тоже своего рода естественный отбор. Другого, непривычного уровня. Нет Мессии, который должен привести новое человечество к новому свету. Но оно и к лучшему, не находите? Тут я вообще-то склонна согласиться с "Розой Мира" Андреева, где говорится, что мученическая смерть на кресте явилась результатом искажения и отклонения первоначального Божьего замысла относительно Земли и человечества, на тысячелетия отбросившим нас назад и отсрочившим естественный эволюционный процесс.
Однако, похоже, я увлеклась скачками на одном из любимых своих коньков. Хотя как упрекнуть себя, когда со степенью очевидности, буквально корреспондирующей с описанным в книге, вижу на собственном скромном примере результат: хорошеешь, перестаешь болеть и ломаться на ненавистной работе, активна и успеваешь в разы больше, чем прежде, а устаешь куда меньше. Зависть, ревность, злоба отступают, спокойное приятие обстоятельств приходит. Прав был Хайнлайн? Конечно, хотя и не в деталях. Взять хоть резкое его неприятие астрологии, о которой в книге высказывается почти так же уничижительно и часто, как о религиях.
Хотя, тут я не совсем честна. Есть это ближе к финалу: если астрология помогает ей грокать в большей полноте - пусть пользуется ею, как инструментом. И, коли заговорила - ни одна из религий в результате не ниспровергнута с места, которое занимает в сердцах верующих. Больше того, всем находится место внутри новой парадигмы, где ты - есть Бог и я - есть Бог, и все сущее - есть Бог.