И был еще Бернини, имя которого только из какой-то книги помню. Нет, точно не из Дэна Брауна, этого принципиально не читаю, не люблю "сделанной" литературы. У кого-то из приличных. Да вот не у Шмаракова ли в "Овидии"? Впрочем неважно. Потому что если и видела что из его произведений, с именем не соотносила. А между тем "Похищение Прозерпины" совершество, поражающее воображение, даром, что четыреста лет назад создано. Боже, в двадцать три года извать скульптуру. которая спустя четыре века безумно, потрясающе хороша и актуальна. Насилье и бессилье и грубая чувственность, с любовью ничего общего не имеющая, апофеоз темной страсти и желания овладеть-смять-подчинить.
На фотографиях композиции част этот фрагмент: левая нога девушки, часть от колена к бедру, в которую когтями впились пальцы мужчины. Если не видеть скульптуру целиком, полное ощущение, что происходит в пароксизме страсти. Если видеть - испуг и жалость. На беломраморной плоти останутся синяки, как метки, как клеймо господина и повелителя, что взял, потому что увидел случайно и захотел взять. Таков Плутон, весь темная страсть и обстоятельства, которым невозможно противостоять. И таков этот восхитительный миф о возрождении, приходящем через смерть. Потрясающе точное выражение сути астрологического Плутона посредством скульптуры. Сделанное за три сотни лет до того, как планета была открыта и получила описательный статус.
На самом деле это такой огромный пласт мировой культуры, о котором представления имеет обыватель меньше даже, чем об архитектуре (египетские пирамиды и дворец дожей и эрмитаж и барселонские экзерсисы Гауди у всех на слуху). А скажи "скульптура", только "Роден", пожалуй, ассоциацией и откликнется. Неправильно ведь, правда? Да и у Родена вспомним Амура и Психею, Вечную Весну. А "Ту, что была прекрасной Ольмиер", кто-нибудь знает? Я до вчерашнего вечера - нет. Не случись читать "Чужака в чужом краю" Хайнлайна сейчас, когда интернет по клику мышкой доставляет в твой дом любое музыкальное, живописное или скульптурное произведение, о каком спросишь, и я не узнала бы.
Но это случилось, живем во время чудес. И имела возможность не только разглядеть подробно с разных ракурсов скульптурный портрет "чьей-то прабабушки, которую выставили на посмешище. заставив позировать нагишом", но не отшатнуться в ужасе. Хотя именно такой была бы первая реакция, когда бы не слова героя книги Джубала о юной девушке, заключенной внутри темницы всякого состарившенгося тела, о внимательном любящем взгляде, что может помочь ей покинуть эту тюрьму. Ненадолго или навсегда. А бейеза эста лоз ольюс джи ке вер. Это португальская пословица - красота в глазах смотрящего.