majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Categories:

О Тейяре де Шардене.

  Только имя до сих пор и главным образом замысловатая простота звучания, казавшаяся неуловимо-привлекательной. Есть такое, правда? Слышишь или прочитываешь чье-то имя и оно кажется тебе странно родным ("как-будто я встречал, имен еще не зная, вас где-то там, тогда" - но то лирика). А кем он был, этот человек, чем занимался - совершенно без понятия. Священником, антропологом, философом, палеонтологом, иезуитом, биологом, теологом. Много и словно бы из совершенно разных областей. Поговорка "хорошего человека должно быть много", скорее этот смысл в себе заключает, трехзначная цифра на весах из другой области. А человеком он был хорошим, полагаю.

Хотя вот знаменитый антрополог Луис Лики, звезда и светило ("профессор, я только вам, как светиле") отказался участвовать в симпозиуме, организованном в честь Шардена спустя шестнадцать лет со смерти последнего - уверен был что  священник авантюрист от науки. Чтобы не сказать сильнее. Была такая известная естественнонаучная мистификация в палеологии XX века - пильтдаунский человек. В гравийном карьере графства Суссекс обнаружены фрагменты черепа и челюсть, которые произвели в тогдашнем научном мире эффект разорвавшейся бомбы. Шутка ли - найдено недостающее звено в эволюционной цепочке между обезьянами и человеком.

  Звено, при более подробном рассмотрении, оказалось черепом современного человека. соединенным с нижней челюстью орангутана. Подпиленной. Скандал разразился чудовищный, кого только не подозревали, даже литературный отец Холмса, Артур Конан Дойл не избегнул (каким-то боком и он затесался). А Тейяр де Шарден непосредственно участвовал в раскопках и дружен был с Чарльзом Доусоном, автором открытия, еще с колледжа иезуитов, и один из зубов нашел. Он родился в замке и был четвертым из одиннадцати детей, и в девять отдан в колледж иезуитов. Учился, после преподавал физику и химию в том же колледже.

  В двадцать лет принес первые обеты, в тридцать - рукоположен священником. А в тридцать три призван санитаром-носильщиком  на Первую Мировую, которую прошел полностью. С наградами и Орденом Почетного Легиона.И продолжил обучение в Сорбонне, и защитил докторскую диссертацию в области пересечения геологии, ботаники, зоологии. И получил назначение на должность профессора кафедры геологии Парижского католического университета. А в сорок два отправляется в исследовательскую экспедицию в Китай и в пустыне Ордос пишет "Вселенскую литургию", которую в теологических кругах сочли противоречащей концепции католической церкви и генерал Ордена запретил Тейяру де Шардену публикации и публичные выступления.

  Какая интересная жизнь. И на двадцать лет он в Китае, участвует в пяти экспедициях, вносит ряд изменений и уточнений в геологическую карту страны, участвует в находке синантропа (на сей раз и тени подозрения в мистификации ни у кого не возникает). В годы Второй Мировой в вынужденной изоляции в Пекине основывает Пекинский Геобиологический институт. В возрасте семидесяти лет избран в Парижскую Академию наук, но запрет на публичные выступления и публикации по-прежнему в силе. Умер в Нью-Йорке в Пасхальное воскресенье 1955, примерно за год до того сказал друзьям, что мечтал бы умереть в светлое Воскресение Пасхи. Мне больших доказательств соответствия его исследований замыслу Творца относительно нашего пути и не требуется.

  Основное - переосмысление догматов католической церкви  в понятиях теории эволюции. Современный человек, по Шардену - не финальное звено в эволюции. Развитие и уплотнение межличностных связей, усложнение средств коммуникаций, большая связность между индивидуумами и, как следствие - возникновение коллективного разума, естественно устремленного к Богу. Ортодоксальная церковь считает его взгляды пантеистическими на грани атеизма. Я - нет. И мне кажется, это очень созвучно "Розе Мира" Даниила Андреева, хотя бы даже разнились и расходились детали.

  И еще, как человек. не чуждый астрологии, совершенно четко вижу в работах Тейяра де Шардена преддверие Эпохи Водолея, теоретическое ее обоснование, проведенное сильным, мужественным, блестяще образованным и неортодоксально мыслящим человеком.
Tags: наука
Subscribe

  • Текстоцентрическое

    Текстоцентрическое Река эта – сплошной обман? Мнимая красота, скрывающая беспримерное уродство? Или, наоборот, – одна только правда? Чистая,…

  • iodb.ru

    iodb.ru Posted by Майя Ставитская on 7 июн 2018, 09:40

  • Майя Ставитская с Шамилем Идиатуллиным.

    Майя Ставитская с Шамилем Идиатуллиным. Posted by Майя Ставитская on 18 май 2018, 11:57

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments