majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Categories:

"Мэри и Макс" Мультфильм.

  Синдром Аспергера - это такая разновидность аутизма, при которой человек не оторван от реальности и не замкнут в собственной скорлупе полностью, Как это было в "Человеке дождя" с Дастином Хоффманом, помните?  Вот герой Хоффмана аутист в чистом виде, совершенно не способный к социальным взаимодействиям и, кажется, в них не нуждающийся. Ах да, его необычайные счетные способности, так замысловато обыгранные в сюжете - это савантизм, от французского savant - ученый. Переразвитие неких специфических особенностей,  своего рода компенсация за недоразвитие других.

Известны саванты, которые могут производить сложные математические вычисления в уме и называть точную цифру прежде результата, выданного компьютером. Или сказать, каким днем недели было 1 января 1456 года. Или нарисовать простой шариковой ручкой гиперреалистическую картину (это как фотография, только еще точнее). Или точно пропеть все арии, выйдя из оперы, которую впервые услышал. Нет, завидовать нечему, разумеется. Тем более, что савантизм вовсе не обязательно сопровождает это психическое заболевание..

 
Наиболее часто такая особенность встречается при легкой форме аутизма, которую  и психическим отклонением по большей части не признают - синдроме Аспергера. Аспер в достаточной мере социализован и может взаимодействовать с другими людьми, учиться в школе и высшем учебном заведении. Но в быту бывает очень неуклюж. И еще одно - они эмпаты наоборот. антиэмпаты. Совершенное неумение сопереживать, сочувствовать, считывать и интерпретировать эмоциональные состояния других людей. И серьезные проблемы с выражением собственных эмоций.

 
Если для описания использовать ассоциативные ряды, которыми оперирует астрология, то идеальным соответствием эмоциональности аспергера будет Луна в Водолее. Не в Козероге даже, где в падении, но образует напряженный аспект - оппозицию к обители, а именно безаспектная болтанка, скорбное бесчувствие при высочайшей степени интеллектуальной одаренности. Знаете, кто из кинематографических персонажей несет в себе выраженные черты синдрома? Алан Тьюринг из оскароносной "Игры в имитацию" и Лисбет Соландер - "Девушка с татуировкой дракона". Так-то много, эти просто наиболее на слуху.

Макс Хоровиц из австралийского мультика "Мэри и Макс" ни в какой области гениально не одарен, хотя и аспергер. Обидно, правда, горькую таблетку пьешь непрерывно, а сладкую оболочку с нее до тебя слизали. Должно быть, в качестве компенсации, одна, но пламенная страсть... к шоколаду, сопровождает его на протяжение жизни. И отчасти как результат, а частью в порядке компенсации за недополученные особые способности - выдающийся вес, стремящийся к стадвадцатикилограммовой отметке.

 
То есть, если вы хотите вообразить себе человека, жизнь которого совершенно не удалась, подумайте о Максе, нью-йоркце сорока четырех лет. Ни образования, ни пристойной работы, ни друзей. Хобби - собирать окурки ("На прошлой неделе я собрал 128") и оправлять в мусорную урну. А теперь подумайте о девятилетней девочке, н-ну блестящим умственным развитием, по крайней мере в момент нашего с ней знакомства, тоже не поражающей. То есть, мы почти ровесницы, а я в ее возрасте куда большую смышленость и осведомленность о различных жизненных аспектах демонстрировала. Ну да ладно, не всем везло в Советском Союзе родиться)).

 
Мэри восемь и живет она в маленьком австралийском городке. Папахен работает на фабрике, свободное время посвящая высокому искусству таксидермии, маман алкоголичка, на досуге подворовывающая, что плохо лежит, в магазинах. Девочка одинока, заброшена и несчастна. И добра, и нежна, и любознательна, и-и-и, да она чудо, что за ребенок, м-мать вашу, родители! И Мэри пишет наугад письмо адресату из желтых страниц, а получает его Макс.

 
Пара секунд - столько потребовалось на адаптацию к "не своей" эстетике почти монохромного пластилинового мультика. Коей в немалой степени способствовало, что это безумно смешно с самых первых кадров. Ты смеешься, хохочешь, всхлипываешь и постанываешь, и слезы бегут по лицу. И ты не можешь точно уловить момента, когда слезы смеха превращаются в просто слезы. Но это оказывается так грустно и печально, и горько, и трагично, и больно. Словно по живому режут твою душу.

И снова смеешься. И немного плачешь. Он заканчивается, ты улыбаешься, горько и светло и знаешь, что отныне количество анимационных фильмов, существующих "для тебя", "твоих", да просто - имеющих право на существование, черт подери, не три, а четыре. Это очень много в твоей табели о рангах. Ровно четверть. Такие подсчеты можно произвести, и не будучи аспергером.
Tags: культовое кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments