majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

О Шагале.

  Стартовая страничка Яндекса открывается, слева от поисковой строки пиктограмма, почти в стилистике дорожных знаков: два человека, мужчина позади женщины. Он поодерживает ее левой рукой поперек груди, от плеча к пояснице. Все вместе должно бы наводить на мысль об инструкции по спасению на водах. А наводит на Шагала и летящих любовников. И ты можешь совсем не интересоваться живописью; а можешь - классической, на дух не перенося разного рода графических экспериментов, какими грешило начало прошлого века: кубизма, примитивизма и прочих -измов. Но Шагала откуда-то знаешь. И почему-то, скорее приемлешь, чем нет.

Ну, для себя-то нашла объяснение и очень скоро: у нас солнечный секстиль, аспект гармоничный и комфортный. Не полное и безоговорочное принятие трина; не категорический императив соединения: ты - это я, я - это ты; не болезненное притяжение-отталкивание оппозиции: люблю-ненавижу; но и не полный ступор квадратуры. Секстиль - возможность взаимопонимания и сотрудничества при условии усилия,сделанного сторонами. В случае, когда речь не об отношениях между людьми, а как вот здесь  - произведение искусства, созданное одним, которое другой может любить-понимать-принимать, а может и нет, усилие естественно сделать одной стороне. Зрителю, разумеется.

  Наградой - чувство гармонии и света, и тихой радости, нисходящее в душу. В какое хорошее время живем. Сидишь дома и смотришь картины, чтобы увидеть которые, пришлось бы объехать пол-мира. Ну, или хотя бы взять альбом с репродукциями и полистать, как это делалось в недавнем прошлом. Но это если он есть дома, когда нет - ступай в библиотеку,  а пока доберешься, уже и желание знакомиться пропадет. Нет, теперь по-любому лучше. Один клик мышкой и смотришь-смотришь-смотришь, бесконечная череда странных прекрасных видений.

  И наивных, как рисунки ребенка или бабы Мани какой-нибудь, буде взяла бы в руки кисти. И схематичных, как в кубизме, но без прямых линий вовсе, все скруглено, заэлипсовано, все - словно вписано в овал, как в лоне, где тепло и уютно, и влажно и, вот нашла слова для основного ощущения - защищено. Ты под защитой и ничего худого не может тут с тобой случиться. И все рядом: любимая, курица, корова, ослик: "за ними везли на верблюдах дары и ослики в сбруе, один малорослей другого, шажками спускались с горы". Такой вот стык с родной и уютной вселенной Пастернака.

  Умение делать враждебный мир комфортным местом хотя бы в тех частях его, которые непосредственно соприкасаются с тобой и любимым тобой существом. Приручение и одомашнивание века-волкодава. Вот, что такое Пастернак. И вот, что такое Шагал. И, да, заказ на роспись плафона парижской оперы Гарнье, художник получил в возрасте 77 лет. И работал над ним год. Это к тому, жизнь продолжается столько, сколько ты готов ее продолжать.
Tags: живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments