Настороженной нелюбви к Африке и всему, исходящему оттуда, не сломали ни более поздняя дружба с лучшей девочкой на свете, которая в детстве жила с родителями в Алжире. Ах, на фото тех лет она выглядит совершенно шоколадной, облизанной солнцем блондиночкой. Импортной. Ни рассказы ее об удивительных, сочных, сладких и ароматных апельсинах, таких в Союзе не бывает. Да и не был для меня Алжир как-то Африкой. Подсознательно числила его арабской страной, где-то на Аравийском полуострове расположенной. Сказки Альгамбры, джинны, волшебные лампы - ну, вы понимаете.
После знаменитый поллаковский оскароносный фильм "Из Африки" с Мерилл Стрип, которую тогда знала лишь по "Смерть ей к лицу". Чего-то наподобие, такого же искрометного, ждала и тут. А получила тягучий фильм, переполненный саваннами и красотами. Из которого один вывод сделала: нормальный человек в Африку не попрется. И уж тем более - не вернется туда. И еще чуть позже Вильмонт, ах, не помню, не "Три ли полуграции"? "Найдет свое счастье Алиса на пыльных дорогах Туниса". Давай-давай, - хотелось сказать - Мало тебе проблем? Ну, счастье она, положим, нашла, недаром Катерине Николавне российский турбизнес приплачивал: что ни книжка - то путешествие в очередную экзотическую страну. Но я бы остереглась.
И эпизод из "Планеты людей" Экзюпери о невольнике Али: "Мохаммед, меня зовут Мохаммед", ах душу рвет воспоминание, не буду "И дезер э бу. Же тужур эме де дезер". В общем, не надо туда стремиться. Тройка американцев приезжает. Молодая супружеская пара и их приятель. Творческие люди без острой необходимости зарабатывать на кусок хлеба насущного. Порт, муж и лидер тройки, числит себя среди неутомимых путешественников. И нигде надолго не задерживается. Для меня за кадром, возможно, как мелочь, которую Пол Боулз не счел стоящей упоминания, источник дохода семьи. Но периодов оседлости за двенадцать лет их супружества мало.
Все мотаются по всевозможным задницам планеты.Зачем? Поди разбери. Впечатлений ищет. Он А она - жена его и потому с ним. Находит. Чересчур, я бы сказала острых. И много, прямо-таки с избытком. Там кроме Бармалея (и счастья, подстерегающего на пыльных дорогах, угу) еще всякая бацилла водится, к которой белые люди вековой эволюцией не подготовлены. Африканцы, впрочем, тоже мрут от тифа в огромных количествах, когда эпидемия разражается. Удивительная красота красных песков Сахары. Чужая. Враждебная. Чужие и враждебные люди. Нет-нет, они внешне настроены любезно, но они чужды, как инопланетяне, с этой своей бесконечной бормочущей фоновой скороговоркой.
И тягучая пронзительная музыка. Не музыка даже вовсе, а тянущая жилы медленная пытка. О, нет. Запад есть Запад, а Восток - есть Восток и с места они не сойдут. "Ты потерялась. девочка?", - спрашивает у Кит в самом конце герой-рассказчик, на роль которого Бертолуччи ввел самого Боулза. И глаза ее, до того тусклые, измученные глаза загнанного зверя, вновь озаряются дивным светом, когда отвечает простое: "Да!" Не уходите, ну, или возвращайтесь .