majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Category:

"Сумасшедшая помощь" Фильм Бориса Хлебникова.

  Помните, как смеялись в "Кавказской пленнице", когда Шурик угодил в сумасшедший дом? Уморительно забавные они, эти психи. Лет до семнадцати так думала. Даже и проезжая трижды в неделю по пути в бассейн мимо  длинного трехэтажного здания с выкрашенными охрой стенами за глухим забором. Подруга Сашка кивнула как-то: Видела, у них даже на третьем этаже на окнах решетки? Это дурка. - Это и есть Каблукова? - переспросила, удивившись. В Алма-Ате моего детства выражение "да он с Каблукова" не требовало дополнительных пояснений, человек не в себе. Но это здание на вполне себе центральной и респектабельной улице Абая. Может переулочек какой выходит с другой стороны или просто устойчивое выражение, к реальности отношения не имеющее?

Сашка тогда не смогла объяснить, но сам вид дома с решетками тоскливую какую-то безнадежность навевал. И у Пушкина: "Не дай мне Бог сойти с ума. Уж лучше посох и сума". И Рената из брюсовского "Огненного  ангела", она ведь духовидица. Значит, с точки зрения банальной эрудиции, самое место ей в таком доме. Но не сумасшедшая, нет: Или Кэти из "Грозового перевала", когда разорвала подушку и сидела среди хлопьев  пуха, говоря домоправительнице Эллен: "Это снег, а ты старая снежная ведьма". Она ведь не была потенциальной пациенткой? Просто минутное помрачение от тоски и отчаяния.

  А потом шел в прокате "Полет над гнездом кукушки" и учительница литературы наша Наталья Васильевна сказала, что уважающий себя культурный человек должен этот фильм увидеть. Как раз тогда спросив, смеялись ли над гайдаевскими психами? И мы радостно закивали. А она: Вот и плохо, что у нас принято смеяться над человеческой мукой. И что после Формана, надеется, перестанем находить подобные вещи забавными. Мы пошли с подругой Ольгой и поначалу вообще ерундой показалось. Фильм ведь снят в семьдесят пятом и к восемьдесят седьмому или восьмому, когда показали у нас, успел морально устареть (с тогдашней моей точки зрения).

  Да и на что там смотреть? Ни красивых людей, ни красивой одежды, ни машин, ни интерьеров, ни чувств, ни отношений. Стоило идти на американское кино, чтобы кучку уродов увидеть, каких в автобусе каждый день встречаешь. Даже женщины нет, которая глаз порадовала бы. И поставила мысленно галочку в графе "шедевры мирового кинематографа", записав два часа времени и деньги на билет в потерянные. А потом в самом конце, не знаю, что случилось. Когда Макмерфи возвращается после реальной лоботомии, там ведь прежде не веришь, думаешь - притворяется снова. А потом такая черная безнадежная тоска и боль обрушились мгновенно как-то, что нашла себя уже путающейся в пыльных портьерах в поисках выхода и бьющейся в стену у расположенной чуть дальше двери. К вящему недовольству билетерши. "Выпустите меня. Я хочу выйти", - только твердила.

  Оля стыда натерпелась с такой неуравновешенной спутницей и до сих пор думает, что я комедь сломала, наверное. Ошибается. Ничего я из него не поняла, никакая идея внутренней свободы в условиях тотального контроля не постучалась в ум и сердце. То после было, когда много лет спустя Кена Кизи прочитала. Тут животный ужас перед возможностью взять вот так и погасить свет в тебе. Надо бы к фильму уже, много наговорила на отвлеченные темы. А он простой, знаете. И смотреть взяла для очередной галочки, на сей раз в графе "концептуальное российское кино", тем более, предупреждают в начале громким голосом: "Кино не для всех".

  И сначала все идет себе, чуть неряшливо снятое, как принято в концептуальном. Угу, узнаваемый мужик. И ситуация. Что же ты, лошара. Угу, теперь милицейский произвол еще добавить... А потом появляется он москвич пенсионер в исполнении Сергея Дрейдена. И это превращается в совершенно потрясающую искрометную комедию. Когда хохочешь в голос, не контролируя себя, всхлипывая и подвизгивая. Он, понимаете. безумно похож на одного моего знакомого дядьку. Не на одного даже. И у каждого, наверняка, такой знакомый найдется. На кого похож.

  И, к стыду зрительскому, не сразу поняла. что смеялась снова над сумасшествием. А когда догадалась, уже и стыдиться поздно было. Уже думала только: Были б все бы такими психами, глядишь - и мир этот куда счастливее стал. Будет милицейский произвол. С сыном недавно говорили о кино, он посоветовал посмотреть американский "Четвертый вид". - "Близкие контакты третьего вида" имеешь в виду? - спросила. - Ну с Милой Йовович, - отвечает. У меня после того, как детское увлечение НФ позади осталось, изрядная мешанина с фантастикой в голове. Свалила в кучу  все фильмы со словом "контакт" и порядковыми числительными, в которых, к тому же, действовать должны инопланетяне (и ни один из которых не удосужилась посмотреть). -Нет, - отвечаю - там Джоди Фостер, вроде. Которая в "Молчании ягнят".

  Оказалось другое кино. В айфоне показал страничку Кинопоиска с ним. Там еще слоган фильма на английском, который с далеким своим от совершенства языком перевела, как есть четыре вида чужих, четвертые похищают. На самом деле имелась в виду классификация видов контакта с чужими, в которой четвертый вид - похищение. Но здесь, в этой картине, именно что разные виды пришельцев. И прекраснодушный добрый инопланетянин столкнется с чужим другого вида. В общем, грустно закончится. Но не безнадежно. Флюиды же остались, так?
Tags: кино
Subscribe

  • Литературный троллейбус.

    Я видела этот троллейбус на городских улицах с прошлой весны и все хотела рассмотреть подробно, да не получалось. На одном только перекрестке по…

  • О навигаторе, Сызрани и "Вахтерах".

    Почему вещи ломаются? Поди разбери. А почему в определенное время ломается все подряд? Да какая разница, просто потому что нужно взять и…

  • О семейном.

    В наших жилах кровь, а не водица. Маяковский. - Мам, можешь сказать, как твою бабушку и дедушку звали? У нас задание - построить родословное…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments