majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Categories:

"Косморама" Одоевский.

  "Косморама" - род панорамы. в которой зритель смотрит на искусственно освещенные картины, представляющие различные местности, действия и прочее сквозь стекло, увеличивающее эти предметы до натуральной величины. (словарь Павленкова 1907).  Милый дядька, этот Одоевский. "Мороз Иванович" написал и "Городок в табакерке". На первый взгляд такие разные, а приглядишься внимательнее: то и другое - попытка создать гармоничный, справедливым законам подчиняющийся мир на ограниченном пространстве. В ограниченном пространстве, вернее. Они трехмерны, закрыты. замкнуты сверху так же, как со сторон. Не христианская модель, скорее герметическая. Так бы и о ставался для меня князь Одоевский автором двух дидактических сказок, не случись в восемнадцать "Косморамы".

Странная повесть, мистическая, но без фирменной для произведений такого толка одиозности. Это было похоже... на Стивена Кинга (и можете бросать в меня тапками). Энергичное действие, при том, что рассказчик позицию занимает, большей частью, пассивную, созерцательную. И, странно, это осталось в памяти, как  очень поэтичное. Казалось, что язык должен отличаться от привычного  чуть тяжеловесного, принятого к изложению в литературе середины XIX века. Прочла сейчас немного - нет , совершенно то же самое.

  Откуда тогда это впечатление? Возможно сюжет, содержание. Маленький мальчик, сирота на воспитании в доме дяди. Никем, впрочем, не притесняемый, довольный жизнью и обстоятельствами ее. Тетушка - милейшее создание, хотя чуть взбалмошное, она среднюю между  матерью и старшей сестрой нишу в сознании его занимает. Без психотравм. наносимых чересчур властной или напротив - забитой матерью. Достаток. диковиные игрушки, а что родительской любви не досталось, что ж, бывает и хуже. Много хуже.

  Друг семьи, доктор Бин (нчего общего с мистером Бином), дарит Володе модную игрушку, космораму. Заглянув в которую, мальчик видит обожаемую тетушку целуемой молодым красивым гусаром, куда больше подходящим ей, чем скучный и тучный дядя. Делится с тетей-кузиной открытием. чем приводит ее в страшное смятение. Спустя время, застает внимательно вглядывающейся в разобранную космораму: "Ну и где ты видишь тут гусара?" А нет гусара, да к тому же и волшебство ушло из разобранной игрушки, там только линза да фонарь, да глупые картинки.

  И к космораме Владимир возвращается уже юношей, унаследовавшим дядин дом среди другого имушества (ох, XIX век: "всевыней волею Зевеса, наследник всех своих родных...").  Вспомнив и осознав внезапно, что история с молодым гусаром имела продолжение. Странная игрушка показала ребенку будущее. Поль, дальний родственник тети, стал ее любовником и с ним уехала она в Швейцарию. Но то было позже, много поздже происшествия с косморамой. Молодой человек другорядь заглядывает в окошко и видит  себя с прекрасной молодой женщиной. Познакомятся они много потом.

  Элиза графиня, знаете ли. И глубоко несчастлива в браке. А граф. супруг  ее, человек принятый и обласканный и производит впечатление совершенного комильфо. Да только есть в нем властная жестокость несколько садического толка. Ах, нет, не удержалась, перечитала. Ну до чего же хорошо! Не история любви. Она тоже трогательная и нежная. И отмечена роковыми страстями, совершенно донгуановский сюжет, с той разницей, что с того света под новый год возвращается, чтобы покарать счастливых любовников, подлинное чудовище. Но это частности.

  Тут есть девушка, дальняя родственница героя. Сегодня о такой сказали бы: "всей головой о мистику ушибленная". Воспитанница одной из пожилых одиноких тетушек его, компаньонка, пожалуй. Ничего, кроме интереса и умеренной симпатии не испытывает молодой человек к Софье. А осознав, что может возбудить в ней ненужные надежды, вовсе перестает посещать гостеприимный дом. Так-то он - человек порядочный, не бонвиван какой-нибудь.. Так вот, во время жуткой сцены с оживши м мертвецом, явившимся забрать с собой жену и детей, а заодно уж милого друга жены прихватить, из пламени пожара Владимира выводит и прикрывает собой бесплотный дух, в котором, в которой он узнает Соню.

  А спустя время, слышит от давнего знакомца доктора (да-да подарившего когда-то космораму, которая открыла иное, сумеречное зрение. И да. в том мире, где над головой графа вьются демонические сущности а сам он - исчадие ада. Там доктор Бин мудр и почти всеведущ, да не может связаться со своим астральным двойником, ограниченным и недалеким. Но может с нашим героем. Ах, как все это сложно, но в этом то вся и прелесть!). Так вот, Владимир узнает от доктора, что Соня погибла под новый год. Скончалась от странной болезни, все тело ее как обожжено было.

  Ну и все. Разве что еще история, рассказанная Соней. О двух людях, что родились в глубокой пещере и никогда не видели солнца. Один был богат, мог позволить себе максимум комфорта, расспрашивал о светиле путешественников и вскоре укрепился во мнении, что знает о нем больше тех, кто сам видел. А значит нечего стремиться. Нас и здесь неплохо кормят.  Второй, бедняк, которому не за что особо было держаться, но он очень хотел увидеть солнце, Не пожалел времени и трудов, преодолел опасности. И вышел из смрадной пещеры на свет Божий.

  И еще, Одоевский первым, пожалуй, предсказал интернет в романе "4338-й год": «между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далёком расстоянии общаются друг с другом». Теперь все.
Tags: русская литература
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments