majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

"4"

  Отчего маргинальные ситуации так привлекают искусство? Не открою ведь Америки, если обозначу два самых востребованных  с точки зрения антуража, сегмента, как "аристократы и дегенераты". С поправкой  на ветер, это как раз и есть верх и дно, пентхаус и полуподвальное помещение. Или, как говорит омерзительный отец героя в гриновской "Золотой цепи": "Потому что в самом низу то же самое, что наверху: выпивка, женщины, игра, досуг". За точность цитаты не поручусь, по памяти и много лет спустя. Не показывайте мне мою жизнь, - говорит обыватель, - Про свою я и сам все знаю. Покажите красивую (чтобы видел, богатые тоже плачут, ну и чтобы мельчайшие пылинки золотой пыльцы запорошили ненадолго глаза, позволили ощутить собственную сопричастность значительному и яркому.

  Или на худой конец покажите что-нибудь совсем мерзкое, грубое, грязное. Чтобы видел, как далеко отстою от края, за  который готовы соскользнуть другие двуногие без перьев. Пусть те в шоколаде и без необходимости в поте лица своего зарабатывать хлеб свой. У них еще вона какие проблемы!  А те, другие в коричневом, но не в шоколаде, хотя, да, тоже не напрягаются особо по хлебу. Но я уж буду доволен своей жизнью. С бензопилой "Дружба" женой, с выплатами по ипотеке, с ненавистно-любимой работой, но и отпуском оплачиваемым.

Их трое, встретившихся в пустом ночном баре (четверо, считая бармена, но он почти все время спит стоя, ненадолго выходя из комы, чтобы выполнить очередной заказ). Оптовый мясоторговец с большой любовью к собаком и куда меньшей - к людям. Настройщик роялей. Проститутка. И каждый, незнамо зачем, сочиняет историю, которая приподнимает его в собственных глазах, придает значимости, относит от обыденности в сторону - вверх. И вот уже преуспевающая  руководительница рекламного агентства: "Продвигаем на рынке японский аппарат "Чи-Хуа", так зовется птица, котороая поет у них в Японии только ночами. Один из символов счастья, синяя птица. Вставляешь в розетку и никакой усталости, чистая эйфория. Совершенно нового поколения аппарат".

  Человек из администрации президента: - Занимаемся поставками питьевой воды в Кремль. - И  президента видели? - Один-два раза в месяц. - И что, выпивает он? - Практически нет, жена вот, любит...Упс, 2004 года фильм, господа! Микробиолог, работающий в закрытом учреждении. - И чем вы там занимаетесь? - Клонированием. - Овец выращиваете? - Не только. -Что, и людей? Запрещено ведь международной конвенцией. - Многое из того, что Там запрещено, у нас делается, понимать должны. Только клонирование - не наш термин. Мы пользуемся словом "дубль".

  Поговорили, разошлись. Только в жизни каждого из них после той ночи все изменяется. Попадает в тюрьму по обвинению в преступлении, совершенном человеком, похожим на него, настройщик. Разбивается в аварии мясник (он, пусечка, собачку пожалел, которая под колеса выскочила. Собаки здесь - те, кем являются, хищные в стае и в целом бестолковые твари, за что создателям ленты респект лично от меня). А проститутка, дети, она едет  на похороны сестры и вот тут-то выясняется, что сестер было четверо. Похожих, как ксерокопии. Ну и какая из историй, рассказанных в ночном баре, совершенно ложная?

  Добавлю только, что русская деревня не такова, хочется верить (хотя верится с трудом). Что аппарат счастья, вставляемый в розетку - собственно выход в интернет (возможность его). А слово "маргинал", которое ошибочно используется у нас, как синоним "люмпена", " принадлежащего дну", на деле имеет другое значение. От латинского marginalis - пограничный. Промежуточное положение человека между какими-либо социальными группами, слоями, накладывающая определенный отпечаток на психику. Понятие появилось в американской социопсихологии в 20-х годах XX века для обозначения неадаптированности иммигрантов  к новым социальным условиям.

  А в случае успешной адаптации - другого рода примеры. Свой среди чужих Штирлиц. Или вот Экзюпери, который умел быть летчиком и писателем, взрослым и ребенком. Я, знаете, махровая идеалистка и верю в энергетику слов, связность ее с эталонным понятием, абсолютным значением, которое где-то существует, переливаясь нестерпимым блеском алмазных граней. Нас изначально привлекает в маргинальности не возможность вываляться в помоях, оставшись при этом чистыми. Но преодоление порога неадаптабельности, надежда стать большим, чем мы есть. Как-то так.
Tags: кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments