majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Category:

"Жук в муравейнике" Стругацкие.

  Глупая неуместная мысль. Одновременно смешит и раздражает: Боже, не попусти, чтобы Бондарчук экранизировал "Жука в муравейнике". Для белокурой бестии из его "Обитаемого острова" есть тут готовая роль. Не помнила, что Максим Камерер сквозной персонаж обоих романов. Может в силу того, что личностные характеристики детектива-рассказчика не так важны. На этом месте мог быть любой, с каким угодно именем, здешний Камерер не очень связывается с Мак Симом.

Или  нам с "Островом" повезло друг с другом больше: пришел в юности, перечитан взрослой. Более-менее осмысленный возраст. "Жук в муравейнике" лет в десять-одиннадцать, выпрошенный у кого-то на день и напрочь успевший забыться. Кроме стишка: "Стояли звери около двери". Да вот жаль еще кого-то было до слез. Нет, ничего не забылось, перешло на иной уровень, глубоко внедрилось, сформирвало, сколько возможно, вкусы. пристрастия, эстетические категории. Много чего.

  Запомнились эпизоды из отчета Льва Абалкина о работе на планете Надежда. Ярко, как воочию увиденный светящийся павильон, наполненный игрушками, сумасшедшие в трико арлекинов и колпаках с бубенцами, страшная тварь в "стакане" (в своем детстве представила его чем-то вроде плексигласовой кабинки, вокруг которой гарцует героиня Муравьевой "позвони мне, позвони"). Картины эти частью наслоились, частью переплелись с саймаковыми "Воспителлами", примерно тогда же читанными. Не уверена, что именно там волчок, посредством которого (глядя на убегающие спирали, вслед за ними) уводились люди из нашего мира. Если не там, значит была еще третья книга.

  Но совершенно не помнила, откуда происходят эти картинки. Еще почему-то как мгновенным оттиском плачущую Майю Глумову. То, как сквозь пальцы ее текут слезы. И сочетание имени-отчества врезалось в память. Тоже без связи с книгой. Откуда-то. И старый учитель, как он угощает журналиста малиной с молоком. То есть, именно так и воспринимала. Какое-то расследование, какой-то КОМКОН2, то ли планетное КГБ, то ли наподобие. И почему бы сотруднику не быть, впрямь, журналистом - это же круто. Тут главное не на Земле - на планете, откуда людей увели. И скоро узнаю, куда именно. И кто. И зачем.

  Вот-вот, уже сейчас все раскроется и... Да что ж это такое? Зачем убили? Он был плохой? Но почему так жаль? И эта женщина с именем. как у меня кричит. Она любила его. Тогда тем более нельзя было убивать. И самое главное, мы теперь не узнаем, куда увели людей с той планеты. Обиделась на книгу, много обещавшую и жестоко обманувшую. А фундамент уже заложен. Жизнь - сложная штука и простых решений в трудных ситуациях не бывает по определению. И можно быть лучшим человеком на земле, будучи при том потенциально опасным. Как бомба с отсроченным механизмом запуска.

  И ничья любовь не спасает. Или спасает, но тогда нужно согласиться стать вещью того, кто любит. Ты вещью, а он тебе весь мир и пару коньков в придачу. Не хочешь так? Хочешь человеком? Тогда любви не будет. Сложно все это для десяти- (или одиннадцатилетнего, не помню точно) человека. Но сейчас и представить трудно, какая часть того во мне, что считаю неотъемлемо своим, заложена была тогда. На то же и гении Стругацкие..
Tags: русская литература
Subscribe

  • Текстоцентрическое

    Текстоцентрическое Река эта – сплошной обман? Мнимая красота, скрывающая беспримерное уродство? Или, наоборот, – одна только правда? Чистая,…

  • iodb.ru

    iodb.ru Posted by Майя Ставитская on 7 июн 2018, 09:40

  • Майя Ставитская с Шамилем Идиатуллиным.

    Майя Ставитская с Шамилем Идиатуллиным. Posted by Майя Ставитская on 18 май 2018, 11:57

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments