majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Categories:

"Человек, который совратил Гедлиберг" Марк Твен.

 О том, что вся русская литература вышла из "Шинели" Гоголя, какой русский не знает. Представители моего поколения помнят еще шедевральную ленинскую фразу о декабристах, разбудивших Герцена и запустивших цепную реакцию всеобщей побудки. До пролетарской революции, о необходимости которой так долго твердили большевики. Американцы не столько творцы, возможно, сколько талантливые компиляторы. В хорошем смысле - мастера доводить до ума и придавать умозрительным вещам реальную ценность. Или прилагать имеющиеся шаблоны к конкретным реалиям. Вчера довелось прочесть фразу, оба высказывания живо напомнившую.

  Стандартное вводное на лекциях по истории американской литературы: Вся современная американская литература вышла из Хемингуэя, весь Хемингуэй вышел из Твена. Позабавило, несколько удивило - в моем понимании два этих имени диаметрально противоположны. Они такие разные и о разном. Уютный  уморительно смешной и в целом доброжелательный Твен. И Хэм, который говорит свое о своем, мало заботясь о читателе. Позиция, понимаете? Люди таковы. какие они есть, но все достойны любви в твеновских книгах (да-да, чаще через смех). Люди  изначально одиноки, созданы для одиночества,  прими свое и неси его с достоинством - у второго.

Хотя. Энергичные рубленые фразы Хемингуэя впрямь несут в себе что-то афористично твеновское. И есть же один рассказ, который не любила в детстве (время Марка Твена в моей жизни), не полюбила и сейчас. Но странным образом смещенный в сторону Хэма, даже "Визит старой дамы" Дюрренматта на ум приходит.Тоже речь о деньгах со стороны, которые разрушают самоуверенное довольство замкнутого ханжеского мирка. Не так больно и жестоко, как в пьесе немецкого драматурга, скорее ощутимым щелчком по самолюбию

"Человек, который совратил Гедлиберг". Небольшой городок гордится непогрешимой репутацией более всего на свете. И в один не прекрасный день некто приносит в дом кассира местного банка увесистый мешок. С письмом, уведомляющим: здесь вознаграждение жителю городка, проявившему в отношении анонимного дарителя невероятную щедрость, когда тот был разорен и в отчаянии. Передать невероятную сумму нужно тому горожанину, кто правильно воспроизведет фразу, которая была при этом сказана. Горожане, неколебимо честные, принимающие единственно верное с точки зрения морали решение в автоматическом режиме, после дают слабину за слабиной, ищут лазеек, с радостью хватаются за соблазнительную возможность обмануть себя и окружающих.

  В результате выставляя себя на посмешище перед целым светом. Твен не был бы Твеном ("Слухи о моей смерти несколько преувеличены") если бы сделал из этой истории трагедию. Финал вполне себе в его духе: местный толстосум перекупает оказавшиеся фальшивками монеты, чеканит на них имя политического оппонента, Выигрывает посредством отрицательного PR выборы. А деньги достаются той самой паре старичков, в дом которых были принесены. Ошибочно принятых за избежавших соблазна. Они же более всех и пострадают в этой истории, стыд и страх разоблачения вернее кинжала и яда сведут старичков в могилу.

  О том, как соблазн разъедает изнутри самые твердые в добродетели души. О том, что не след кичиться чистотой, когда не довелось в грязи побарахтаться. И о том, что неправедно нажитое, добра не приносит. Марк Твен был атеистом, потому завершает рассказ сообщением о том, что из фразы, украшающей герб города: "Не введи во искушение", изъято одно слово. Но как по мне, лучше не быть введенным.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments