majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Categories:

"Двенадцать сульев" Мел Брукс.

  Именно так. Не Гайдай (нежно люблю всего за небольшими исключениями в числе этот фильм) и не Захаров (еще нежнее, а "Стулья" у него просто обожаю). Первым был американец. Мел Брукс, такие дела. Тот самый Брукс, что через два с половиной десятка лет снимет единственный фильм на вампирскую тему, который пересматриваю время от времени. Режиссер известный охальник, а кино называется "Дракула мертвый и довольный". И на роль Остапа он взял Френка Ланджелла, который сыграет десятком лет позже дивного Дракулу, такому только в прыжке отдаваться и Куилти в "Лолите". Но то будет уже после "Дракулы мертвого" с Лесли Нильсеном.

  И зачем всего этого наговорила. Не знаю, чувствую, что все не случайно, все как-то связано. Слушала же зачем-то вечер кряду пару дней назад Венгерские танцы Брамса. А Четвертый, вернее музыка, написанная на его основе, стала  лейтмотивом "Двенадцати стульев" Брукса. Оно все такое, в большой степени цыганистое, кино. Главные герои красавцы (да-да, Киса тоже, еще какой) в румыно-венгерском стиле. Остап так и вовсе щеголяет в гусарских рейтузах. Чакчиры называется эта деталь туалета, если совсем правильно, а на вид, так лосины лосинами и на стройнызх мужских ногах смотрится, в общем хорошо. Забавно, сейчас читаю книгу, где много о войне 1812 года и гусар там характеризуют именно, как людей с расплывчатыми понятиями о честности "и в карты не садись, продаст".

Уморительно смешная комедия в оригинале и у Захарова, тут приобрела звучание почти трагическое. Или это я в ней вижу, чего нет. Такое "и хруст французской булки". А нынче кругом убожество и зарвавшиеся хамы. До высокой трагедии, впрочем, не дотягивает. Недотянутая трагедия норовит оборотиться сетованиями на времена и нравы в стиле незабвенной Масяни:  "Я в советское время О!!!" Ланджелла красавец и актер милостью божией, и брутального обаяния ему отсыпано хоть отбавляй. И некоторая "нездешость" намек на прекрасное далеко, где все мы будем счастливы, когда-нибудь, Бог даст. Но он Принц, Культурный герой, не Трикстер.

  А Остап именно, что трикстер. То, что идеально воплотил Андрей Миронов: ловкач, пройдоха, плут, насмехающийся над традиционными ценностями, выворачивающий их наизнанку, жестокий и чуждый сантиментов. Саламандра, танцующая в огне, который рано или поздно сожжет ее дотла. И лишь тогда поймем - то был Феникс. Меркурий. Локи. Лис Ренар. Паук Ананси. Алдар Косе. Тиль Уленшпигель. Фигаро (!) Кот Бегемот. Он имеет право возродиться, как в силу божественной, надчеловеческой своей  природы так (и это главное) потому что ерничая и насмехаясь, наказывает достойное наказания. Чистые духом вознаграждены бывают после встречи с ним и тяжких испытаний.

  Но то лирика. К фильму.Сюжет изрядно обкорнали. Лишив нас таких колоритных персонажей как людоедка Эллочка и вдова Грицацуева. Отец Федор мил, но вспоминая Ролана Быкова в этой роли и сегодня еще смеюсь (и немножко грущу). Здесь смеялась дважды. В первый раз, когда концессионеры едва не переломали спину лошади прыжком в седло из окна. И смех тот был недобрым. Второй компенсировал. Финал. Ипполит Матвеевич, оставленный Бендером на произвол судьбы, пытается заработать на пропитание, симулируя эпилептический припадок. От эпилепсии в том, что он выделывает столько же, сколько во мне от трактора. Но так уж усердно. И Остап возвращается, привлеченный столпотворением. И включается в игру, эдакий Энди Таккер. Люблю.
Tags: кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments