majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

О носферату.

  Вампиров никогда не боялась особенно. В моем списке того, чего имеет смысл бояться прямо или косвенно, лидируют инопланетяне. Не знаю, почему. Возможно оттого, что в их реальность безоговорочно верю. Нет, сама не видела, многие мои знакомые, которым доверяю, сталкивались с НЛО. Призраков опасаюсь, домашнюю нечисть вроде домовых. Те и другие реальны и встречи с ними всегда некомфортны.

В вампиров не верю. Если бы на самом деле существовали, об этом хоть какие-то намеки просочились бы. Да и мерзкая диета, теплая солоноватая  кровь. В наше, чреватое нвоизобретенными болячками время. Фи. Моя, к тому же попорчена перенесенным в пятилетнем возрасте гепатитом А, почти вся садовская группа тогда заболела. Определенным образом чувствую себя защищенной этим по принципу "зараза к заразе".

  Нет, читая Брема Стокера, ощущала холодок по спине. И "Салимов удел" Кинга заставлял прежде, чем погасить свет, надевать годовалому тогда спящему сыну крестик (а после полночи вскакивать, опасаясь, как бы не задушил себя во сне цепочкой). Но в целом вампиры для меня наименее реальная из всей возможной нечисти. О  причинах популярности их в литературе и кинематографе думала в свое время.  Пришла к выводу, что кровь - прозрачная метафора концентрированной энергии, не может не быть актуальной в мире, сидящем на игле разного рода энергетических зависимостей. А превосходящая мыслимые пределы сексуальность идеально корреспондирует с культом молодости и красоты постиндустриального общества.

  За-ради красоты и смотрела "Сумерки" (читать не смогла). Если честно, начиналось все как акт солидарности и поддержки дочери, она тогда непростой период проходила, но после не пропустила ни одного фильма сознательно "патамуштанильзябытьнасвете", ну, вы понимаете... Так вот, к тому "Дракуле", что снят в 79-м. Мне посоветовали его. И этот смотрела ради романтики. Не обманули Там Френк Ланджелла в роли графа. Он так смотрит на Люси сияющими своими глазами и с такой немыслимой вкрадчивой властностью произносит: "Я - тот ваш знакомый, который не навязывается со своим вниманием, но от кого вы не сможете избавиться ни при каких условиях" (или что-то в этом роде).

  Так и хочется закричать в ответ:  "Да-да-да, продолжайте милорд. Не иметь возможности избавиться от вас, что может быть прекраснее!"  Ну и всякое такое. Томление плоти, порывы духа, разрывающего бренную оболочку. В общем, уплыла. Очень хороший фильм. А хотите скажу, чем единственным на вампирскую тему больна на всю голову? "Впусти меня" Не шведский 2008 и не штатовский ремейк с дивной нимфеточной Хлоей Моретц. Роман Юна Линдквиста.

  Это история, которой одной безоговорочно верится. Хотя более немыслимого на тему и придумать, кажется, невозможно. Ребенок. Еще ребенок вампир, да скопец к тому же. Благополучная социалистическая Швеция. Вселенское, превосходящее мыслимые пределы одиночество. Любовь извращенца "на возрасте" к маленькому андрогинному существу. Такая всеобъемлющая, невносимая, страшная.

  А была еще сцена со старшим мальчиком в гараже. Стерлись подробности, одновременно жуткая и пронзительно грустная. И самосожжение кассирши из супермаркета. Она не польстилась на даруемые вампиризмом блага вечной молодости, несокрушимого здоровья и того самого магнетизма. Она просит друга-любовника отдернуть занавески, сгорая под солнечными лучами факелом. И она - моя героиня. И сцена с пьяным, который должен помочиться на рельсы метро, как кажется Оскару (главному герою). Объективно - ничего смешного, но напряжение. которое скручивает в тугой жгут и держит, не отпуская, ищет выхода. Потому валишься от хохота на пол.

  И другой пьяный, жертва собственного человеколюбия. Обессилевшия/ая от голода Эли ловит его на приманку помощи маленькой испуганной жертве насилия. И мальчик-проститутка на вокзале, ослепленный(?), да, кажется. Отец-отец-отец, страшнее любого вампира. И полицейский, влюбленный в маму подростка из гаража. И, да там столько всего заплетено, но все-всё живое. Лет семь уже прошло с тех пор, как читала, а теплый темно-серый в красных прожилках пульсирующий комок чуть выше солнечного сплетения набухает всякий раз, как вспоминаю.

  Я думаю, ЭТО на самом деле где-то есть. Не в описанные 80-е и не на окраине Стокгольма. Где-то дальше или ближе. Но все время. Почему во мне?  Впустила. Не жалею.
Tags: шведская литература
Subscribe

  • "Поезд убийц" Котаро Исака

    Старикам здесь ̶н̶е̶ место Не имеет значения, кто твой противник: мужчина, женщина или ребенок. Если это профессионал, то нельзя поддаваться…

  • "Отдаленные последствия" Александра Маринина

    Все переплетено Поиски виноватого - порочный путь. В эпидемиологии есть понятие «нулевого пациента», но социум устроен по другим…

  • "Нечего бояться" Джулиан Барнс

    Жизнь и так далее Бог есть, но Он знает об этом не больше нашего Жюль Ренар Джулиан Барнс эссеист и он же рассказчик - это все-таки сильно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments