majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Categories:

"Стеклянный зверинец" Теннеси Уильямс.

  Есть впечатления, скользящие по касательной: увидел-услышал что-то, это привело на ум другое, третье или пятое. И можно сосредоточиться на чем-нибудь из трех. А можно вовсе на четвертом. Мир пронизан связями, большей частью необязательными. Но случаются моменты жесткой сцепки, прямо-таки гребенки. Услышал об одном, непременно выпрыгнуло из памяти другое и скрутило властно. Отмахнешься, не попытаешься понять и додумать-доделать то, о чем напоминает это второе - не станет биться пеплом клааса в твою грудь, отойдет на задний план до поры. Но вокруг тебя света и воздуха станет чуть меньше. Пространство твое сожрется, что плохо.

  Словосочетание "Кукольный дом" непременно приводило на память  другое - "Стеклянный зверинец". В такой жесткой сцепке, что воспринимала две эти пьесы, как одно. При том, что Ибсена не читала вовсе, а Теннеси Уильямса девчонкой. Вивьен Ли была любимой актрисой и все, что касалось ее сценических образов, интересовало. Вот, чтобы понять, что за Лора, которую ей тоже довелось сыграть на театре. Лет пятнадцати читала и напрочь успела забыть сюжет. Тем более ничего настолько драматичного, как в "Гамлете", например, не происходит ("О Небо! О Земля! Кого в придачу? Быть может ад?")), а молодость любит обнаженные чувства и яркие страсти.

Всего то и помнила, кто-то постоянно перетирал стеклянные фигурки. Словно через призму цветного стекла, желая смотреть на мир. Стремясь укрыться за хрупкой красотой от необходимости выходить в него. А к чему, почему? В очередной раз наткнувшись на упоминание ибсеновой пьесы, решило ужо не отмахиваться. Перечитала "Зверинец". Он простой и практически бессюжетный. Американская семья, тридцатые, перманентная Великая Депрессия, к которой как-то все уже приспособились. Не совсем семья, папахен в бегах. Но маме энергичности и жизнелюбия отсыпано столько, что на двоих хватит.

  Она вся такая: "Вставайте, граф, вас ждут великие дела!", вся буря и натиск, неисправимый и безосновательный оптимизм. Проецированный в прошлое: когда я была молодой красавицей южанкой, окруженной толпами поклонников... (Скарлет, м-мать). И в Будущее: вот когда Том (сын) сделает потрясающую карьеру!; вот когда Лора (дочь) составит удачную партию! Совершенно неспособная увидеть настоящего, реальности. Том ненавидит работу в обувном магазине, влечется по жизни ни шатко-ни валко. Лора патологически закомплексованное существо.

  Да и где ей было увидеть, как-то же выжила семья, несмотря на удар, нанесенный бегством отца в трудные времена. Кто, думаете, все на себе вынес, опираясь только на дурацкий оптимизм? И это она дает затурканному жизнью Тому денег не оплату счета за электричество, которые тот спускает на карточку члена ассоциации моряков торгфлота, за каким бы хреном ему членство в этом сообществе? Ах да, в нем что-то смутно зреет, какое-то стремление взять все, да и поменять. И это она оплачивает курсы делопроизводства для хрупкой Лоры, настолько неуверенной в себе, что от страха осрамиться публично в состязаниях на скорость, вовсе перестает посещать занятия.

 О, боги, кунсткамера? Нет, просто семья. Не особо прячущая скелеты в шкафах. Девочка трет свои стеклянные фигурки, мальчик сваливает в киношку при всякой удобной возможности, недалекая мамаша убеждает себя, что все как-нибудь образуется. А детей, что новый день следует встречать с улыбкой. Кунсткамера. В общем, когда ясно становится, что работать стенографисткой ее дочь не сможет, остается последнее прибежище - замужество. Спихнуть кровиночку с рук хоть кому, лишь бы не алкаш. На сына наседают с требованием привести в дом друга. Как, вы не знали, девочки сплошь и рядом находят женихов среди друзей брата.

  Джим о`Коннор парень хоть куда, хотя и не та звезда, которой был в школе. И мамашины выкрутасы в стиле перезрелой кокотки сносит, не моргнув глазом. И явно дураковатую дочь старается ободрить (не вспомнив, что учился с нею в одном классе, эвона как!). Забывшись, даже целует девушку, успевшую было поверить, что в своей малости может встать вровень с великим человеком, интересовать его может. Он, Джим, быстро соображает и человеком будучи порядочным, вносит ясность: это чисто дружеское, у меня невеста е. И делает ноги из гостеприимного дома.

  Кульминация - скандал, устроенный мамашей: на лососиный бок потратилась, а жених с брачком оказался. После которого Том идет по папиным стопам. И во всех местах, куда после забрасывает его жизнь, перед глазами его неотступно образ хрупкой Лоры, зажигающей свечи. Принцессы, брошенной им на растерзание дракону, сестры, которую не спас. Нет, никого не сужу. Никто не виноват и никто не злодей. Все злодеи. Эта пьеса о людях, убивших время. Все делавших несвоевременно.

  Мама не вывела-вытолкнула-выпихнула детей в социализацию тогда, когда это необходимо было сделать. Что не обратило бы интреавертов в экстравертов, оно и не нужно, люди хороши такими, какие есть Но приступов панической атаки от столкновения с реальностью, в разной степени характерных для обоих, удалось бы избежать. И вовремя не отстранилась от опеки. А это важно -  дать понять, что дальше ты как-то сам. Дети бездарно и безбожно транжирят юность, самое плодотворное время. Отец вовсе схлопнулся, как мыльный пузырь.

  А с греьеночной сцепкой разобралась ли?  Да, но там другая история. Тоже грустная и очень длинная. И тоже о потерянном времени.
Tags: драматургия
Subscribe

  • Текстоцентрическое

    Текстоцентрическое Река эта – сплошной обман? Мнимая красота, скрывающая беспримерное уродство? Или, наоборот, – одна только правда? Чистая,…

  • iodb.ru

    iodb.ru Posted by Майя Ставитская on 7 июн 2018, 09:40

  • Майя Ставитская с Шамилем Идиатуллиным.

    Майя Ставитская с Шамилем Идиатуллиным. Posted by Майя Ставитская on 18 май 2018, 11:57

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments