majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Category:

"Улитка на склоне". Аркадий и Борис Стругацкие.

  У  каждого  свой  талант,  об  этом, помнится,  тоже  говорят  в  "Улитке"  Эпизод,  когда  сотрудники  едут  на  биостанцию  получать  зарплату.  И  некто  с  энтузиазмом  распинается  о  том,  какая  замечательная  жизнь  придет  скоро:  проблемы  уйдут,  наступит  всеобщее  благоденствие,  а  люди  радостно  предадутся  развитию  скрытых  талантов.  И  оттого  жить  станет  еще  лучше.  Другой  скептически  возражает  в  том  смысле,  а  что,  если  у  меня  нет  скрытых  талантов  или  есть, но  лежит  в  такой  области,  которая  не может  быть  востребована  текущим  временем-местом? Обтесыватель  наконечников  каменных  стрел,  к  примеру.

  Этот  спор,  как  все  остальные, кончается  ничем.  Ни  одного  окончательного  ответа  ни  на  один  из  заявленных  вопросов.  Весь  роман,  как  иллюстрация  максимы  "правд  много,  истина  одна".  Каждый  персонаж  -  носитель  своей,  у  одних  они  близки  и  почти  совпадают,  что  делает  возможным  сосуществование,  совместное  функционирование,  порождая  суррогат  понимания.  Который  ни  одну  из  вовлеченных  сторон  не  обманет:  мы  оба  знаем,  что  это  понарошку, мимикрия.  Мы  здесь  и  сейчас  притворимся,  что  понимаем  друг  друга  и  действуем  заодно,  зачем  умножать  боль  без  особой  нужды?

Эк  нагородила,  неумножение  боли,  да  они  незамысловаты  там  все.  как  грабли.  Кого  ни  возьми.  Жители  деревни,  повторяющие  по  кругу  раз  навсегда  натверженные  фразы.  Каждая  -  цепь  умозаключений,  на  любом  этапе  может  вкрасться  неверный  посыл,  который  изменит  начальное  до  полной  неузнаваемости.  Не  смутив,  тем  не  менее, говорящего.  Закончит,  закруглит  и  пребудет  в  уверенности:  именно  то  сказал, что  собирался.

  Или  в  структурированном,  подчиняющемся  большему  количеству  условностей  мире  управления.  Есть  работяги,  как  Тузик  (ах  да,  жители  леса  -  явное  ж  крестьянство)  почти  такие  же  примитивные,  однако  нахождение  на  более  высокой  эволюционной  ступени,  чуть  усложнило  лексику.  Не  сделав  ее  носителя  более  привлекательным.

  Выше  -  техническая  интеллигенция  и  бюрократы.  Суть  та  же.  Одна  локальная  истина,  носителем  которой  является  каждый.  Лингвистически  выраженная  наукообразием  у  тех,  канцеляризмами  у  других.  Попытка  арифметического  совмещения  правд  не  даст  истины,  скорее  это  будет  вавилонское  смешение  языков  и  хаос.  Все  интуитивно  понимают,  оттого  каждый  гнет  свою  линию  на  отведенном  ему  участке.

  Есть  еще  Управительницы,  владычицы  леса  - не  знаю, как  назвать.  Единственные  в  пространстве  романа,  языковыми  характеристиками  кого  наслаждаешься.  Ах,  какая  прелесть  эта  изысканная  пикировка,  просто  именины  сердца  и  отдых  изголодавшегося  по  прекрасному  читателя.  Не  обольщайтесь  раньше  времени,  это  тоже  финтифлюшки,  за  которыми  одна  локальная  истина.  Носителями  чуть  смещенных  относительно  друг  друга  аспектов  ее  являются,  а  понять  и  себя  не  могут. Где  уж  тут  говорить  о  глобальном  понимании.

  И  какая  разница,  что  лиловый  туман,  такой  сплав  магии  с  наукой,  неведомый  вид  энергии,  дал  им  могущество,  почти  равное  божественному?  Просто  стоят  повыше  на  погружающемся  в  Лес,   как  в  океан  титанике, а  сверху  чуть  виднее.  Начала  с  того,  что  в  каждого  свой  талант  изначально  положен.  В  меня  -  безошибочно  узнавать  хорошую  литературу.  Потому  что  первое,  прочитанное  у  Стругацких,  пришло  в  десять  лет.  Сотен  книг  не  было  еще  в  читательском  багаже  и  сравнить  особо  не  с  чем.  Но  понимание  -  это  особенное,  это  лучше  всего, пришло  уже  тогда.

  И  что  же,  этим  все  закончится:  слиянием  и  поглощением,  искоренением  и  одержанием?  Может  быть  и  так.  Даже  и  неумолимая  логика  происходящего  другого  варианта  не  оставляет.  Только  вот,  есть  зачем-то  в  романе  два  этих  человека,  Перец  и  Кандид,  наделенные  талантом  понимания.  Они  как  толмачи,  буде  такие  появились  бы  в  Вавилоне. И  талантом  независимого  действия.  То  есть,  не  может  быть  потенциально  заложенное  совершенно  невостребованным  текущим  моментом,  ляжет  в  необходимое  здесь  и  сейчас  русло.  Вот  на  один  вопрс  и  отвечено.  Может  и  дальше  что  получится?  
Tags: русская литература
Subscribe

  • Литературный троллейбус.

    Я видела этот троллейбус на городских улицах с прошлой весны и все хотела рассмотреть подробно, да не получалось. На одном только перекрестке по…

  • О навигаторе, Сызрани и "Вахтерах".

    Почему вещи ломаются? Поди разбери. А почему в определенное время ломается все подряд? Да какая разница, просто потому что нужно взять и…

  • О семейном.

    В наших жилах кровь, а не водица. Маяковский. - Мам, можешь сказать, как твою бабушку и дедушку звали? У нас задание - построить родословное…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Литературный троллейбус.

    Я видела этот троллейбус на городских улицах с прошлой весны и все хотела рассмотреть подробно, да не получалось. На одном только перекрестке по…

  • О навигаторе, Сызрани и "Вахтерах".

    Почему вещи ломаются? Поди разбери. А почему в определенное время ломается все подряд? Да какая разница, просто потому что нужно взять и…

  • О семейном.

    В наших жилах кровь, а не водица. Маяковский. - Мам, можешь сказать, как твою бабушку и дедушку звали? У нас задание - построить родословное…