majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Category:

"Амаркорд" Феллини.

  Тот  момент,  когда  горожане  торопливо  садятся  в  лодки  и плывут  куда  то  нарядные,  радостно  взволнованные,  исполненные  неведомых  ожиданий.  Из  Пушкина:  "Как  молодой  повеса  ждет  свиданья  с  какой-нибудь  развратницей  лукавой".  У  Александра  Сергеевича  это  монолог  Скупого  Рыцаря  и  речь  дальше  о  неправедно  нажитых  сокровищах.  Но  лексика  вожделения  хорошо  подходит  для  описания  страсти  вообще.

  Куда  они? Вы  не  поверите.  Навстречу  океанскому  лайнеру  в  открытое  море.  Он,  может,  раз  в  год  или  полгода  меняет  курс  таким  образом,  чтобы  пройти  вблизи  от  маленького  городка, а  народ  и  счастлив.  Глазеют  на  сияющее  великолепие  в  гирляндах  огней,  с  которого  их   не  замечают,  кричат,  машут  руками,  откупоривают  бутылки  шампанского.  Думаете,  это  от  острого  осознания  убожества  провинциальной  жизни?  Вовсе  нет.

  Жители  Римини  используют  прохождение  лайнера,  как  Маленький  принц  календарь  на  астероиде  Короля:  Я  люблю  смотреть  на  закат,  у  меня  есть  точное  расписание.  В  назначенное  время  возьму  стул,  усядусь  лицом  на  запад  и  буду  счастлив.  Недолго,  потому  что  быть  счастливым  по  расписанию  не  в  характере  любимого  героя.  Он  и  Розу  свою.  оставил,  чтобы  слишком  сильно  не  привязываться  и  от  Лиса  ушел, приручив, и  Летчика  покинул.  Но  то  другая  история.

А  есть  еще  третья, что  невольно  приходит  на  память  с  этой  сценой.  Помните,  мадам  Куку  за  учительской  кафедрой;  хорошенькие,  спасу  нет,  гимназистки  за  партами:  На  доске  надпись:  "Ученицам  младших,  а  Особенно  Старших  классов  строго  запрещается  находиться  на  вокзале.  Особенно  в  часы,  когда  проходит  Дизель-Электропоезд".  Читают  хором.  Ну  конечно,  "Безымянная  звезда".  И тоже  провинция.  Но  эта  остро  чувствует  свою  незначительность,  мелкость и  скуку,  а  поезд тут - одновременно  символ  другой,  лучшей  жизни  и  предмет  вожделеющего  соблазна.

 Так  вот,  городок  из  "Амаркорда"  не  провинциальное  болото. Маленькое  чистое  озерцо,  питаемое  подземными  родниками.  Как  уж  им  это  удается?  Да  люди  хороши.  То  есть,  люди  как  люди:  не  больно  красивы, не  особо  умны,  грешат,  каются,  ссорятся  и  мирятся.  Все  несколько  театрально,  все  на  высоких  тонах, того  и  гляди  на  сцене  ядикинжал появятся.   А  всего-то  обычное  семейство  ест  свой  суп.

   И  так  со всем  здесь.  Что  бы  ни  происходило  -  это  событие.  Вкус  к  жизни,  качество  жизни.  Как  в  восточной  сказке  о  падишахе,   который  страдал  отсутствием  аппетита,  ни  одно  изысканное  блюдо  не  было  ему  желанным.  Дехканин  взялся  излечить  правителя,  отработав  с  ним  бок  о  бок  на  поле  жаркий  летний  день.  А  вечером  простая  лепешка показалась  шаху пищей  богов. Они словно бы  все время  голодны.  И это  правильный,  хороший  голод.  Единственный, какой  имеет  смысл  испытывать.

  А  еще,  это  уморительно  смешно.  Первая  четверть.  Дальше  чаще  грустно. Возможно,   моя  зрительская  аберрация,  но  граница  именно  там  проходит,  первые  полчаса  двухчасового  фильма.  После  смешные  сценки  станут  горчить-горчить.  Добавится  массовая  истерия  горожан по  поводу  любимого  Дуче.  И  глубоко  порядочного  человека,  отца,  заставят  выпить  стакан  касторки  -  недостаточно  громко  выражает  восторг.

  Знаете,  кстати,  что  этот  вид  наказания  -  влить  в  рот  неугодному  человеку  кварту  касторки,  ввел  в  обращение  Муссолини.  Смешно на  первый  взгляд  и  не  жестоко  вовсе.  Слабительное, хе-хе.  А человек  вполне  мог  погибнуть  от  разрыва  кишечника  после  такой  шутки.  Пару  недель  назад  прочла  об  этом  в  "Синей  бороде"  Курта  Воннегута,   там  один  из  героев  числил  Дуче  своим  кумиром.  Все  со всем  связано.
 
   И  сумасшедший  дядюшка  влезает  на  дерево,  крича:  "Женщину  хочу!".  И  снег  выпадает.  И  жаркая  владелица  табачной  лавки  одаривает ярким  сексуальным  переживанием. И  умирает  мать.  И  встречается  Белый  Буйвол  в  тумане.  И  выходит  замуж,  покидая  городок,  Градиска. Это  не  бесчувствие,  поставить  горчайшее  из  человеческих  переживаний  в  ряд  других,  незначительных.

  Это  взгляд  на  жизнь,  как  череду  моментов,  каждый  из  которых  продолжает  разворачиваться  во времени.  И если  пристально  вглядеться,  он  распустится  цветком.  От  тебя  зависит,  в  какой  всмотреться  сейчас.Очень  воннегутовский  взгляд  на  вещи.  А как  иначе,  все  со всем  связано. За  тем  же  кино  и  великое.
Tags: культовое кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments