majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Categories:

"Башня из черного дерева" Джон Фаулз.

За  границей  не  блуди,  в  чистоте  себя  блюди.
Там  дальше  совет  не  мешаться  в  разговоры  и  знакомств  не  заводить.  Но  это  герою  никак  невозможно,  потому  -  за  разговорами и  знакомствами  едет.  Каков  главный  фактор,  определяющий  величие  творца?  Культовые  произведения  в  его  фильмо-,  библиографии  или  выставочном  каталоге?  Обласканность  критикой?  Многочисленные  призы  и  награды?  Творческое  долголетие?  Ну,  от  всего  понемногу. Но  главное  -  он  должен  быть  богат.

  Фи,  как  не  комильфо,  надо  чтобы  агнцы  отдельно,  козлищи  отдельно.  Котлеты  в  одну  сторону,  мух  -  в  другую..  А  вот  и  нет.  Все  в  жизни  связано  со  всем.  Само  по себе  наличие  состояния не  делает  человека  творцом,  однако  независимости  последнего  от  массы  привходящих  факторов  очень  способствует.  Отсутствие,  знаете  ли,  необходимости  в  поте  лица  своего  зарабатывать  хлеб.

  И  возможность  создать  земной  рай  на  одном  отдельно  взятом  кусочке  земли.  Уютный  большой  дом  увешан  картинами.  Продажа  одной  из  сотни  окупила  в  свое  время  приобретение  этого  замка  и  приведение  его  в  порядок.  Преданные слуги.  Кладовки  ломятся  от  снеди, в  погребах отсвечивают  золотом  и  рубином  вина.  Кругом  лес,  не дремучий,  но  от  докучного  соседства  обитатели  манора  избавлены.

  И  две свободные  от  предрассудков  девушки.  Настолько  свободные,  что большую  часть  времени  расхаживают  ню.  Не  шлюшки  какие,  заметьте  -  искусствоведы.  И  владелец  всей  этой  роскоши  -  художник  с  мировым  именем,  бука,  отшельник.  Старик, создающий  и  в  глубокой  старости  удивительные  картины.


А  герой наш  молод,  талантлив,  образован  и  все  у  него  в  жизни  складывается.  Милая  жена,  чудные  дочурки,  радость  творчества,  возможность  выразить  мироощущение  в  живописи  и  словесно,  дающая  некоторую  степень  финансовой  независимости. Что приятно, согласитесь. И  он  едет  к  мэтру  для  того,  что  подготовить  предисловие  к  каталогу  его  работ.

  Попадая  в  диковинный микст  уорхоловых  коллажей,  Страны  Чудес  и  Леса  Бросселианд. и много  чего  еще.  У него, с  высшим  его  гуманитарным,  найдется  что в  ассоциативные  ряды  встроить.  Нам  в  простоте  видно  лишь  то,  что  на  поверхности,  но  и  того  немало.  Заколдованная  принцесса  под  охраной  огнедышащего  дракона.  Нестерпимый,  до  ломоты  в  зубах,  соблазн  наливного  яблока.  И  сияющий  чистотой  Единорог  бродит  поодаль,  кося  лиловым  глазом.

  И  вот  тут,  господа,  встает  вопрос:  насколько  любовь,  что  обрушилась  на  принцессу  и  рыцаря,  происходит  от  естественных  причин?  А  в  какой  степени  инициирована  старым  чудаком,  любовь  которого  к  выстраиванию  мизансцен  простирается  далеко  за  пределы полотен,  что  пишет?  И  как  правильнее  повести себя  этим  двоим  в  сложившейся  ситуации?

  Поддаться  соблазну,  что  может  быть  легче?  Устоять,  не  пуститься  во все  тяжкие,  когда  после  ничего  не  останется,  кроме  сжать  виски  руками  и  раз  за  разом  повторять:  "Господи,  что  мы  наделали!"  Трудно?  Еще  как.  И  непочетно  с  точки  зрения  расхожей  морали.  Не  той,  которая  декларирует  верность  обетам,  а  той,  что  цинично  осмеивает  блюдущих  на  практике.  Что  с   них,  мол,  взять,  творческие  импотенты! Такое,  знаете,  раскольниковское:  "я  хотел  Наполеоном  сделаться,  оттого  и  убил";  "тварь  я  я  дрожащая  или  право  имею"

  В  приземленности  своей,  вижу  в  поступке  героев  не  убогость, но  силу.  И  взятую,  вопреки  обстоятельствам,  возможность  оценить  глубину и  подлинность  этих  чувств.  А  дальше  действовать,  сообразуясь  с  ней  и  обстоятельствами.  Это  меньше  будет  напоминать  случку,  ну  так,  мы  люди,  нет?



  Ах  да, и  о  башнях.  Та, что  из  слоновой  кости,  хороша,  не  спорю.  Фаллический  символ  и  надстояние  творца  над  суетой и  тщетой.  Но  та,  что  из  черного  дерева,  она  почти  Темная  Башня.  Которая  суть  -  ось  всех  миров  (но  это уже  у  другого  классика  ХХ  века).  Однако  все  со  всем  связано.
Tags: английская литература
Subscribe

  • Текстоцентрическое

    Текстоцентрическое Река эта – сплошной обман? Мнимая красота, скрывающая беспримерное уродство? Или, наоборот, – одна только правда? Чистая,…

  • iodb.ru

    iodb.ru Posted by Майя Ставитская on 7 июн 2018, 09:40

  • Майя Ставитская с Шамилем Идиатуллиным.

    Майя Ставитская с Шамилем Идиатуллиным. Posted by Майя Ставитская on 18 май 2018, 11:57

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments