majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Categories:

"1913. Лето целого века" Флориан Иллиес

Год отцеубийства

До очередной войны не дойдет. В бестселлере «Великая иллюзия», Норман Энджелл  объяснял: мировые войны в эпоху глобализации невозможны, так как все страны чересчур тесно связаны друг с другом экономически, что лишают войну смысла. Положения Энджелла убедили интеллектуалов всего мира.

Книга Флориана Иллиеса рассказывает о годе тысяча девятьсот тринадцатом, в следующем начнется Первая Мировая, а год отцеубийства сменят   годы братоубийственных войн . Поистине, великая иллюзия. Почему "год отцеубийства"? Потому что тринадцатый стал временем победоносного шествия учения Фрейда, которое, помните на чем, зиждется?

А пока все тихо и спокойно, народы живут мирно, как водится, считая, что жизнь их крайне тяжела, и не представляя,что может быть хуже. Насколько может быть хуже. Милитаристской истерии начала лета четырнадцатого, которая охватит все без исключения нации Европы, еще и в помине нет. А что есть? Декаданс  в искусстве, модерн в литературе, в науке психоанализ и начало Общей теории относительности Эйнштейна.

Впрочем, в "1913. Лето целого века" науки немного, и это закономерно, Иллиес, в первую очередь, художественный критик, что объясняет достаточно большой удельный вес литературы и поэзии в книге, при некотором даже переизбытке живописи, в сравнении с естественными науками.  В точности, как немецкость автора определяет приоритет немецких и австрийских событий и персоналий.

Мы ничего или почти ничего не узнаем о том, каким 1913 был в России, Англии, Америке, Италии, Испании, Восточной Европе. О Франции чуть больше, хотя в основном в части Марселя Пруста, Пабло Пикассо и Анри Матисса.

Но в части романа Оскара Кокошки и Альмы Малер (действительно безумно интересного), отношений Райнера Марии Рильке с его матерью и женщинами (чуть менее интересных),  Эльзы Ласкер-Шюллер с Готфридом Бенном (без которых я, чес-слово, прожила бы остаток жизни, не заметив потери) - с избытком. Впрочем, за Кафку (свою большую любовь) и Фелицию я согласна и на Ласкер-Шюллер.

Музиль, Томас Манн, император Франц-Иосиф, эрцгерцог Фердинанд,  Густав Климт и все-все-все. Книга выстроена по типу парфеновского "Намедни", наиболее яркие события с калейдоскопической или скорее клиповой частотой сменяют друг друга, при этом с немецким педантизмом четко структурирована по месяцам. Двенадцать глав - по одной на каждый месяц.  Есть иллюстрации, но их наличие не избавляет от потребности много гуглить в процессе, лишь разжигая аппетит.

На самом деле, безумно интересно, информативно и написано так, что за уши не оттащишь (простите мне этот вульгаризм). Крутейшая книга, одна из тех, за которые стану болеть в Ясной поляне 2022.

«Мона Лиза» все еще числится пропавшей без вести. Дж. Морган, американский миллиардер, получает письмо от сумасшедшего, подписавшегося «Леонардо» и утверждающего, будто он знает, где картина. Секретарша Моргана выбрасывает странное письмо.

Tags: Ясная поляна 2022
Subscribe

  • Текстоцентрическое

    Текстоцентрическое Река эта – сплошной обман? Мнимая красота, скрывающая беспримерное уродство? Или, наоборот, – одна только правда? Чистая,…

  • iodb.ru

    iodb.ru Posted by Майя Ставитская on 7 июн 2018, 09:40

  • Майя Ставитская с Шамилем Идиатуллиным.

    Майя Ставитская с Шамилем Идиатуллиным. Posted by Майя Ставитская on 18 май 2018, 11:57

  • Повесть настоящем человеке

    Повесть настоящем человеке Ты думал, это может быть круто? Невероятная сила, мгновенная регенерация, движение со скоростью мысли?…

  • Первым делом самолеты

    Первым делом самолеты Небо было для Бога. В небе жил только Бог со своими несметными ратями ангелов. Я уже говорил, что пилоты обитают в раю?…

  • old.prodalit.ru

    old.prodalit.ru Posted by Майя Ставитская on 16 май 2018, 11:00

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments