majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Category:

Гоголь "Майская ночь или утопленница"

  В  последний  раз  вспоминала  Гоголя, когда  пришлось  защищать  фильм  "Вий"  от  нападок  блюстителей  традиций.  Да-да,  новый,  с  Золотухиным.  Н-ну,  не  вспоминать,  говорить  о  нем.  Потому  что  Гоголь  не  существует  локально,  как  фигура,  которую  можно  вспомнить,  а  потом  благополучно  забыть.  Он  растворен  в  социокультурном  пространстве  со  всеми  своими: "А  ну,  поворотись-ка,  сынку",  птицами-тройками,  дамами  просто  приятными  и  приятными  во  всех  отношениях,  шинелью,   старосветскими  помещиками,  "Поднимите  мне  веки".

Много. Из  самых  разных  областей  и  на  любой  вкус.  Наткнулась  вчера  в  соцсети  на  статью  о  странностях,  которые  присущи  были  писателю.  Кое  о чем  слышала  прежде,  другое  в-новинку  оказалось.  Вот  не  знала, что  увлекался  рукоделием  и  собственноручно  кроил  платья  своим  сестрам.  И  о  том,  что  галушки  любил  лепить,  а  после  угощать  друзей.  Зато  об  увлечении  пастой  после  поездки  в  Италию  и  о  спагетти,  которое  варил  аль-дент,  как  положено,  заставляя  приглашенных  морщиться  -  недоваренная  лапша,  слышала.

  Но  все-таки  главное  о  нем  -  не  эти  курьезные  факты.  И  не  сожженные  рукописи.  И  не  жуткая  история  с  перезахоронением  даже  (хотя  определенный  мрачный  отсвет  бросает  она  на  все,  связанное  с  писателем).  Все  пласты  и  завихрения  вокруг  его  фигуры чуть  отдельно.  И  отдельно  (для  меня)  "Майская  ночь или  утопленница".  Может  оттого,  что  это  было  вообще  первым,  прочитанным  у  Гоголя  лет  в  восемь.

  "Вий"  хотела  сначала.  Но  он  таким  длинным  показался.  Может  покороче  что  есть?  О,  про  утопленницу.  Ух  ты, какая  любовь,  Левко этот  такие  слова  говорит.  А  Ганна  его  нежная  и  прекрасная.  Мне  такой  никогда  не  стать. А  потом история  о  ведьме, оборотившейся  черной  кошкой.  И,  верите,  - нет,  до  сих  пор,  после  всех  кинговских  страстей,  кошка  та  -  самое  страшное  для  меня.

  Читала  днем  в  залитой  янтарным  солнечным  светом  комнате на  каникулах.  Прижалась  плотно  спиной  к  ковру  и  шевельнуться  боялась.  Так  и  осталось  в  памяти:  кошка  крадется,  железные  когти  по  полу  клацают,  но  не  как  в  книге  -  ночью,  а  днем.  И  так  еще  страшнее  отчего-то.

  Как  много  всего. И  смешного,  и  трогательно-нежного,  есть  условие,  почти  волшебная сказка  и  редкой  красоты  финальный  гешефт.  И  подгулявший  селянин.  Он  раздражает  в  первом  чтении,  но  совершенный  миляга  (Золотухин  в  "Вие"  таким  представляется)  позже.  И  ощущение  это,  словно  кто-то  тянет  из  тебя  жилы,  понемножку,  но  постоянно,  оно  после  случалось.   Какими-то  крохами  смягченное  читательским  иммунитетом.

  Но  главное  и  совершенно  неодолимое  очарование  повести,  сейчас  только  поняла,  в  чем.  Панночку,  ставшую  русалкой, не  судят  здесь.  То  же  потрясающее  открытие , что  в  финале   "Других"  Аменабара:  ты  можешь  оступиться.  Загнанный  в  невыносимой  тяжести  условия,    ты  можешь  совершить  что-то  страшное  с  точки  зрения  социума,  морали,  здравого  смысла,  гуманизма,  религии.  Но  проклят  не  будешь. Бог  любит  тебя. То,  что знал  и  о чем  позабыл  гений в  финале  своей  жизни.

  
Tags: русская литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments