А поговорить?
Всевластье денег преувеличено. На них можно нанять классных профессионалов. Однако создать их, открыть, вырастить при помощи одних денег невозможно.
Литературный, театральный и кинокритик (а кроме того драматург, эссеист, прозаик) Татьяна Москвина из тех универсальных профессионалов, какие в наши времена узкой специализации явление редкое. Широчайшая эрудиция сочетается у нее с остроумием, язвительным и довольно смешным, хотя не для тех, кто выступает объектом. Разумеется интересной и заслуживающей внимания критику делает не столько умение вирутозно осмеять предмет обсуждения, сколько сочетание экспертной компетентности с глубиной анализа и умением рассмотреть вопрос более, чем с одной точки зрения.
Замечательная особенность Москвиной-критика в отсутствии у нее безапелляционности суждений, характерной для многих, играющих на этом поле. Умение четко и предельно ясно высказаться по некоему вопросу, не давя оппонента асфальтоукладочным катком "оставь надежду, всяк..." Впрочем, к некоторым своим персонажам Татьяна Владимировна обращается с постоянством, которого я не назвала бы завидным. Но поскольку тут мое мнение полностью совпадает с ее выводами, запишу на счет исключений, подтверждающих правило.
"Культурный разговор" - это буквально разговор о культуре, книга в трех частях с эпилогом. Первая часть "Камушки" понемногу обо всем, театральные, книжные и киновпечатления, очевидно рецензии и избранное из колонок, которые Москвина вела в разное время для разных изданий. Собственно литературных меньше, но я воспринимаю драматургию как словесность, а разговор о той или иной театральной постановке, даже если в фокусе внимания режиссерское решение, сценография или анализ образа, созданного актером, изначально опирается на материал.
Здесь есть по-настоящему смешной разбор новинок дамской прозы в характерной для этого рода литературы смеси софтпорно с невыносимой сентиментальностью. Есть убийственная рецензия на "поэзию" роковой блондинки Оборонсервиса, если не ошибаюсь, этот текст в свое время стал вирусным, его репостили все. кто есть кто-то. И замечательный разбор творчества Федора Бондарчука, под каждым словом подпишусь.
Вторая часть "Ушедших"восхитительные некрологи, сколь бы неуклюжим ни было это словосочетание, но эти памятные тексты, в самом деле. немыслимо хороши. Все. Тот, что о Высоцком, и тот, что об Ие Савиной, о Викторе Цое и Юрие Никулине, о Михаиле Козакове и Эльдаре Рязанове. Но самый горький, самый пронзительный об Алексее Балабанове, а самый прекрасный - об Андрее Миронове, такие чудесные слова, в них столько любви, нежности, восхищенного любования.
И четкая оформленная мысль, которую Татьяна Москвина последовательно внедряет в ум и сердце своего читателя. Причина, по которой нынешнее кино и театр в таком упадке - масштабное вымывание из жизни лучших, безвременная смерть гениальных актеров старой гвардии: Высоцкий, Миронов, Папанов, Леонов, Евстигнеев, Никулин, Абдулов, Янковский -могли бы жить и жить еще, сыграть десятки прекрасных ролей. А потом волна нелепых смертей: Галкин, Панин, Краско - талантливые, прекрасные, яркие. Не умели справляться со стрессом иными средствами, кроме стимуляторов, разрушающих здоровье, личность, самое жизнь.
Третья часть "Живые и прекрасные", об актерах ныне здравствующих, об интересных постановках, о театральной жизни дня сегодняшнего (ну, относительно времени написания книги). Интересный рассказ о двух совпавших по времени постановках "Трамвая "Желание" и о том, насколько не совпали они в трактовке пары Бланш-Стенли Как хорош Пореченков в роли этого мерзавца, как радикально меняет он энергетику спектакля.
О Евгении Миронове. Нине Усатовой, об Олеге Басилашвили и Олеге Меньшикове. И совершенно влюбленное об Алисе Фрейндлих. Эссеистика перемежается интервью с героями очерков, и это очень правильно ложится на восприятие. И, конечно Кинчев. Москвина давняя, с ранней юности поклонница "Алисы" и ее интервью, как в большинстве случаев, не разговор репортера со знаменитостью, но беседа на равных.
Иными словами, обозначенный в заглавии Культурный разговор.