majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Categories:

"Гномон" Ник Харкуэй

Непростая фантастика Ника Харкуэя

В чем разница между личностью и книгой? Ни о той, ни о другой мы не можем знать всю правду. И та и другая - код, пытающийся объяснить себя.

Предуведомление: о "Гномоне" я писала в марте 2020, когда прочла в оригинале. Прошедшие полтора года и перевод Ефрема Лихтенштейна ничего не изменили в моем мнении о книге или отношении к ней. Случись такое, сделала бы дополнительную рецензию конкретно на этот роман, но в самоплагиате смысла не вижу, а сказать несколько добрых слов о хорошем писателе  хочется, и для ДП надо. Так пусть будет обзор его работ (да простят мне вольность трактовки Огненные Судьи)

Ник Харкуэй не первый и не последний, кто опровергает максиму об отдыхающей на детях гениев природе.  Не то, чтобы считала Джона ле Карре гением,но в том, что он был замечательно талантлив и способствовал развитию ни много, ни мало - литературного жанра, наполнив понятие "шпионский роман" новым смыслом, никто сомневаться не станет. Сын пошел по стопам отца лишь в том, что касается писательства и работы в условном мейнстриме, во всем остальном являя его противоположность.

Ле Карре писал компактно, сдержанно, стилистически просто, последовательно деромантизируя работу разведки - создавая образ "шпиона в бухгалтерских нарукавниках",  такого антибонда. Харкуэй, против сотни отцовских книг написал к неполным пятидесяти шесть романов. Но объемных, структурно и стилистически изощренных, по-барочному избыточных, часто невероятно смешных  (по "Гномону" не скажешь, но таков уж переводчик Лихтенштейн). И он не склонен пренебрегать броской яркостью бондианы в применении к фантастике.

"Мир, который сгинул" (2009). В одной из локальных войн применено оружие,  принципиально отличное от всего, посредством чего воевали раньше. Сгинь-бомба не просто изымает из реальности целые немалые куски, она изменяет незыблемо стабильные физические законы, по которым всегда существовал мир. Являя странных гибридов, из коих порождения греческой мифологии, вроде грифонов или кентавров выглядят наиболее обыденными. А как вам сращение человека с мотороллером? Или тяни-толкай из совмещенных туловищами собак. Сильно напоминает "Пикник на обочине" Стругацких, с той разницей, что зонами стали немногие свободные от изменений анклавы.

"Angelmaker' (2013) еще бондиана с супероружием, преобразующим физические свойства вселенной. Героем, которому выпадет миссия спасения мира, станет скромный часовщик, больше всего на свете ценящий покой и стабильность. Кто же виноват, что папа его феерически знаменитый гангстер, а дедушка супершпион, который, без сомнения, был бы знаменит,не будь он до сих пор засекречен. Гомерически смешная вещь, которой нуарный антураж придает немало очарования.

Tigerman (2014).  Отставной военный получает возможность дожить в относительном покое до пенсии на острове Манкрю, это такой тихоокеанский офшор, где цветут и колосятся всевозможные пороки, от наркоторговли, торговли оружием и людьми до загрязнения окружающей среды в особо крупных размерах. Мировому сообществу нужны такого рода отстойники, куда можно слить все дерьмо, а при необходимости, явив праведный гнев, разнести гадостное место парой ядерных зарядов. От мужика только и требуется, что закрывать глаза - он типа наблюдатель. Только вот, Сержант не из таких. Особенно когда подружится с мальчишкой сиротой из местных и увидит в этих людях не злодеев, а тех, кому образ жизни навязан.

"Гномон" (2017)  - замечательно благоустроенный мир ближайшего будущего, где ваша стиральная машина по химическому составу пота и чешуек кожи на одежде сделает вывод о состоянии вашего здоровья и, в случае необходимости, сама запишет вас на прием к специалисту. О камерах, отслеживающих каждый шаг и предотвращающих агрессию на стадии зарождения конфликта и говорить не приходится. На дорогах нет пробок - электроника виртуозно  регулирует транспортные потоки, да и машин на порядок меньше. Для перевозки одного-двух пассажиров есть компьютеризованные электрорикши.  А чтобы уж совсем хорошо - процедура проверки-коррекции Свидетелем - системы исправления сбоев в физическом и душевном дискомфорте граждан.

Двигателем сюжета станет смерть диссидентки-отказницы Дианы Хантер во время рутинной проверки, расследовать которую выпадет инспектору Нейт,  в ходе следствия выяснится, что в сознание Хантер, как в матрешку, упрятаны личности женщины-алхимика Афинаиды, гения-миллиардера-плейбоя Константина Кириакоса,  африканского художника Бекеле, загадочного цифрового бога Гномона. Да и сама Нейт окажется совсем не той, за кого себя принимала. Но об этом уже рассказывала, (по ссыли в первом абзаце), не буду повторять.

Резюмируя: Ник Харкуэй по праву в числе лидеров жанра современной интеллектуальной фантастики, чье пристальное внимание к экологическим, экономическим и политическим вопросам сочетается с умением рассказывать по-настоящему интересные истории. 

Tags: фантастика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments