И снова на восток. Буддизм до и после раскола, индуизм, иудейство. Тупики и кризисы, в которые с постоянством, достойным лучшего применения, заводили своих приверженцев культы. Мистерии, как средство преодоления, поиска выхода через бутылочное горлышко там, где прямохоженая дорога заколодела-забуравела. Рождение христианства и многие ответвления, сразу за ним возникшие. Попытки возврата к язычеству там. где пути назад не было уже.
Тот же спокойный сухой академичный стиль изложения, что в первом томе. А хотелось беллетристики или шуток-прибауток? Нет-нет, ни в коем случае. Просто, предупрежденная одной замечательной женщиной о фашистских убеждениях Элиаде, пристальней прежнего вглядывалась в поисках оценочных суждений. Да так и не нашла. За исключением, разве, преувеличенного восторга перед германским религиотворчеством.
А было ли что, найденное для себя? Представьте, да. И за этим стоило читать. Как тот колодец со скрипучим воротом в пустыне, где колодцы по определению выглядят иначе. Помните, из "Маленького принца"? С самой свежей и сладкой водой. Была такая гностическая ересь век спустя после Христа. Если совсем коротко и упрощая: истинно живых, несущих в себе искру божью, мало на земле. А и те, что есть, забыли о сути своей, воплотившись тут.
И влачат существование жалкое, странное, недостойное себя. Оттого, что не помнят, кто они и что должны делать. За тем, чтобы оживить память, посылается к такому человеку вестник. Он напоминает и пелена спадает с глаз и счастливая душа устремляется, где ей место. Такая вот звенящая ностальгия. У Андрея Лазарчука такая космогония детально разработана, за то же и любимый мой писатель.
В современной России естественно и правильно быть православной христианкой для взыскующих веры. Крестилась сознательно в юности и обрядовую сторону соблюдаю истово без дополнительных над собой усилий. А если есть при таких условиях что-то, заполняющее тебя без остатка - просто неси в себе. Этого чего-то ведь как-бы и не существует.