majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Category:

Мирча Элиаде "История веры и религиозных идей" Том II.

 Не  то,  чтобы  это  было  самым  легким  чтением  в  моей  жизни,  но  уж  и  не  самым  тяжелым,  точно.  Второй  том  охватывает  период  (промежуток,  пласт,  не  знаю,   как  ни  назови  -  все  бедно  выходит)   от  Гаутамы  Будды  до  триумфа  христианства.  Проводя  любознательного  читателя  через  конфуцианство,  даосизм,  буддизм.  Рассматривая  римскую  религию  от  рассвета  до  заката  ее.  Затрагивая  верования  кельтов  и  германцев.

  И  снова  на восток.  Буддизм  до  и  после  раскола,  индуизм,  иудейство.  Тупики  и  кризисы,  в  которые  с  постоянством,  достойным  лучшего  применения,   заводили  своих  приверженцев  культы.  Мистерии,  как  средство  преодоления,  поиска  выхода  через  бутылочное  горлышко  там,  где  прямохоженая  дорога  заколодела-забуравела.  Рождение  христианства  и  многие  ответвления,  сразу  за  ним  возникшие.  Попытки  возврата  к  язычеству  там.  где  пути  назад  не  было  уже.

  Тот  же  спокойный  сухой  академичный  стиль  изложения,  что  в  первом  томе.  А  хотелось  беллетристики  или  шуток-прибауток?  Нет-нет,  ни  в  коем  случае.  Просто,  предупрежденная  одной  замечательной  женщиной  о  фашистских  убеждениях  Элиаде,  пристальней  прежнего  вглядывалась  в  поисках  оценочных  суждений.  Да  так  и  не  нашла.  За  исключением,  разве,  преувеличенного  восторга  перед   германским  религиотворчеством.

А  было  ли  что,  найденное  для  себя?  Представьте,  да.  И  за этим  стоило  читать.  Как  тот  колодец  со  скрипучим  воротом  в пустыне,  где  колодцы  по  определению  выглядят  иначе.  Помните,  из  "Маленького  принца"?  С  самой  свежей  и  сладкой  водой.  Была  такая  гностическая  ересь  век  спустя  после  Христа.  Если  совсем  коротко  и  упрощая:  истинно  живых,  несущих  в  себе  искру  божью,  мало  на  земле.  А  и  те,  что  есть,  забыли  о  сути  своей,  воплотившись  тут.

  И  влачат  существование  жалкое,  странное,  недостойное  себя.  Оттого,  что  не  помнят,  кто  они  и  что  должны  делать.  За  тем,  чтобы  оживить  память,  посылается  к  такому  человеку  вестник.  Он  напоминает  и  пелена  спадает  с  глаз  и  счастливая  душа  устремляется,  где  ей  место.  Такая  вот  звенящая  ностальгия.  У  Андрея  Лазарчука  такая  космогония  детально  разработана,  за  то  же  и  любимый  мой  писатель.

  В  современной  России  естественно  и  правильно  быть  православной  христианкой  для  взыскующих  веры.  Крестилась  сознательно  в  юности  и  обрядовую  сторону  соблюдаю  истово  без  дополнительных  над  собой  усилий.  А  если  есть  при  таких  условиях  что-то,  заполняющее  тебя  без  остатка  -  просто  неси  в  себе.  Этого  чего-то  ведь  как-бы  и  не  существует.
Tags: Мирча Элиаде
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments