majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Category:

О митраизме.

  В  "Розе  Мира"   Даниил Андреев  рассказывает  о  том,  как  ему  явился  прекрасный  и  неотступно-настойчивый  образ  видимой  из  бесконечного  удаления  пирамиды  голубого  хрусталя,  сквозь  которую  просвечивает  солнце.  И  волны  благодати,  силы,  красоты  изливаются  на  мир  этим  средоточием.  Доводилось  слышать  об  Андрееве  пренебрежительные  и  недобрые  высказывания.  Для  меня  он  всегда  будет  фигурой  как  значимой,  так  и  страдательной.  Гуманистом  в  самом  высоком  смысле,  обратившим  жизнь  в  неблагодарное  дело  служения  человечеству.

  Много  позже  философ  и  духовидец  понимает,  что  пирамида  эта  -  высший  трансмиф  христианства.  И  она  не  одна.  Их  пять,  различающихся  цветом  и  размерами,  всякая  соотносится  с  одной  из  мировых  религий.  "А  шестой,  -  говорит  автор,  -  Уже  и  не  будет  никогда".  Но  поражает  его   в  увиденном,  что  пирамида  меньших  размеров  и  удивительной  какой-то  нездешней  белизны  -  трансмиф  зороастризма.  Религии  локальной,  исторически  давно  угасшей  и  небогатой  мифологией.  Отражающей,  однако,  колоссальную.  только  ею  исповедуемую  реальность.

  Мирча  Элиаде  в  "Истории  веры",  говоря  о  митраизме,  приводит  фразу  Эрнеста  Реннана  "Если  бы  христианство  было  остановлено  в  своем  развитии  каким-нибудь  смертельным  недугом,   мир  стал  бы  митраистским".  Основание  для   такого  утверждения  было.  Культ  Митры  (прямой  преемник  зороастризма)  распространился  в  III-IV  вв.  от  Шотландии  до  Мессопотамии.  Соединив  иранское  наследие  с  греко-римским,  вобрав  многие,  характерные  для  эпохи  империи,  течения.  От  астрологии  до  интерпретаций  философов.

Богослужебным  языком  была  латынь.  Религия  воинов  производила  на  мирян  сильное  впечатление  дисциплиной,  умеренностью  и  нравственностью  приверженцев.  И  это  был  редкий  культ,  в  котором  Бог  не  умирал.  Где  зло,  пришедшее  в  мир,  было  не  следствием  предательства,  но  ошибки.  Булгаковское,  а  прежде  гетевское  "Я  -  часть  той  силы,  что  вечно  хочет  зла  и  вечно  совершает  благо"  уходит  корнями  в  митраистское,  зороастрийское  миропонимание.  Еще  одна  особенность  -  время  зла  ограниченно,  конечно.  Ошиблись,  усомнились,  позволили  проникнуть  в  мир,  да  тут  же  и  положили  предел.

  Женщины  не  допускались  к  участию  в  культе  Митры.  Что  могло  косвенно  (или  прямо)  воспрепятствовать  обращению  мира  в  митраизм.  В  масскульте,  пелевинском  "Generation  П",  это  нашло,  кажется,  отражение  -  мужской  мир  без  женщин.  Впрочем,  не  помню  точно,  читала  давно  и  впечатления  не  произвело.  Так,  к  слову  вспомнилось  и  как  пример  -  волнует  тема  умы  и  сердца  по  сей  день.

  Но  то  в  митраизме,  зороастризм  женщин  в  качестве  жриц  принимал.   У  меня  был  знакомый  колдун,  ну,  это  он  так  себя  называл,  мы  бы  сейчас  экстрасенсом.  Он  говорил,  что  в  одной  из  прошлых  жизней  была  зороастрийской  жрицей.  Совершила  страшное  преступление,  за  то  меня  к  вам  и  законопатили.  А  оснований  не  верить  ему  нет  у  меня.  Аварию,  в  которой  едва  не  убилась,  предсказывал  за  пару  недель,  с  попугайской  настойчивостью  призывая  не  ездить  на  машине.  Так-то.
Tags: Мирча Элиаде
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments